несколько серьезных преград.
Согласно миграционному соглашению между Евросоюзом и Турцией, достигнутому 18 марта на экстренном саммите в Брюсселе, с понедельника Анкара должна начать прием нелегально переправившихся в Грецию мигрантов, а взамен страны ЕС будут распределять между собой 72 тысячи сирийских беженцев из Турции.
Правовая подножка от Афин
Первая помеха для реализации этого плана - позиция Афин. Дело в том, что греческий парламент должен официально признать Турцию в качестве "безопасной третьей страны". Это стало бы правовой предпосылкой для воплощения в жизнь миграционных договоренностей Брюсселя и Анкары. Но греческое правительство, судя по всему, не намерено этого делать. По крайней мере в соответствующем законопроекте, который сейчас обсуждается в парламенте Афин, отсутствует необходимая формулировка.
Греки считают, что прописывать в действующем законодательстве названия отдельных государств ни к чему. Поэтому в тексте предложенного законопроекта афинское правительство ограничилось описательной характеристикой "безопасных третьих стран". По сообщениям местной прессы, такими будут признаваться государства, в которых "жизнь и свобода беженцев не подвергается опасности из-за их религиозных взглядов, этнического происхождения или политических убеждений". Голосование в греческом парламенте по этому законопроекту пройдет в пятницу, 1 апреля. И, вероятно, если документ будет принят даже в таком виде, в Брюсселе его все же интерпретируют как фактическое признание греками Турции "безопасной третьей страной".
Нехватка персонала
Но, помимо правовых трудностей, которые, судя по всему, удастся разрешить с помощью размытых формулировок, Афины сталкиваются и с проблемами практического характера. Очевидно, не все страны ЕС рассматривают реализацию миграционного соглашения с Турцией в качестве своего приоритета. До сих пор в Грецию прибыла лишь малая часть из 2300 зарубежных специалистов, обещанных грекам для помощи в регистрации беженцев.
Да и официальные обещания по предоставлению дополнительного персонала звучат заметно скромнее, чем то, что было согласовано на саммите в середине марта. Так, на данный момент 19 стран-членов ЕС обещают предоставить 47 специалистов по укреплению границ для европейской погранслужбы Frontex и 492 полицейских. А для обработки заявлений о статусе беженца обещают и того меньше: 396 экспертов и 22 переводчика из 16 стран Евросоюза. Причем в списках с конкретными именами значатся пока лишь 170 человек.
В то же время без этого персонала высылка нелегальных мигрантов в Турцию начаться не может. Потому что международные специалисты должны засвидетельствовать, что заявления всех искателей убежища были рассмотрены в индивидуальном порядке, прежде чем принималось решение о выдворении. 200 сотрудников греческого миграционного ведомства в одиночку способны обработать в день не более 100 заявлений.
"СИЗО" для беженцев?
Кроме всего прочего, в канун запланированного старта выдворения нелегальных мигрантов из Греции в Турцию, усиливается критика соответствующего соглашения между Брюсселем и Анкарой со стороны международных гуманитарных организаций. За последнюю неделю специалисты организации "Врачи без границ" и Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) частично отстранились от снабжения беженцев в Греции. Причиной, по их словам, стало то, что им просто не давали доступа к нуждающимся.
"Из-за новых правил, эти центры превратились в следственные изоляторы. Людям больше не разрешают покидать пределы лагеря, они заперты", - пожаловалась представитель верховного комиссара ООН по делам беженцев Мелисса Флеминг. В самих центрах приема беженцев объясняют ужесточение правил необходимостью ускорить процесс обработки их заявок.
Если все трудности все же удастся преодолеть к понедельнику, беженцев с греческих островов должны будут переправить на материковую часть страны и уже оттуда выслать в направлении Турции на автобусах. Параллельно должно будет начаться распределение первых сирийских беженцев из Турции по странам Евросоюза: первых прибывших, по всей видимости, разместят в Германии, Франции и Нидерландах.