"Это мероприятие имеет политический контекст, поскольку одним из инициаторов является вице-мэр Риги, а значит, мы должны разделить ответственность с одной политической силой", - такое мнение на заседании совета выразил профессор Латвийской художественной академии, скульптор Глеб Пантелеев. - "Если необходимо убрать эти объекты, то за это надо голосовать на заседании Рижской думы, а мы этого делать не должны".
С ним согласилась и искусствовед Инесе Барановска, которая отметила, что совет по памятникам является консультативным органом, который рассматривает художественное качество объектов. Правда, в совет входят и политики из фракций Рижской думы. Константин Чекушин ("Согласие") согласился с мнением обоих экспертов, усмотрев в призыве вице-мэра политический контекст в преддверии предстоящих в следующем году муниципальных выборов. Представители ряда других партий, в свою очередь, считают: перед принятием решения на заседании думы депутатам необходимо услышать мнения профессионалов.
"Это политический вопрос, но у нас нет другой возможности получить мнение экспертов, как выслушав мнение совета", - сказал Каспар Спунде (Национальное объединение), который на заседании совета представлял находящегося в отпуске Ратниекса. Сам Ратниекс ранее ссылался на предложение Центра публичной памяти, который на заседании представлял Дидзис Шенбергс. Центр еще в июне в письмах Рижской думе выразил поддержку демонтажу таких объектов, которые связаны с коммунистическим режимом, оккупационной властью СССР или прославлением военной идеологии, содержат признаки русификации, а также являются художественно бесполезным.
В списке восьми объектов - статуя российского полководца Михаила Барклая де Толли на Эспланаде, памятный камень Александру Пушкину на улице Цитаделес, памятник Морицу Эдуарду Зилберу (писатель Судрабу Эджус), мемориальная доска писателю Валентину Пикулю на улице Весетас, памятник российским воинам, погибшим в сражениях 1701 года, на Луцавсале, памятный камень и знак в Латгальском парке, памятник танцору балета Марису Лиепе на бульваре Аспазияс. "Эти объекты - призраки прошлого, которым не место в городской среде Риги. Они используются в выражении мягкой власти и пропаганды России", - считает Ратниекс.