В августе Latvijas gāze дважды объявляло, что у него не хватит запасов для снабжения латвийских домохозяйств газом в новом отопительном сезоне. Эти заявления, противоречащие данным Минэкономики, говорят о том, что LG не хочет или действительно не может обеспечить необходимый объем голубого топлива.
Однако в условиях войны в Украине остается еще одна нерешенная проблема — в Латвии за доставку газа адресатам отвечает дочерняя компания LG, крупнейшим акционером которой является российский производитель и экспортёр сжиженного природного газа «Газпром».
Несколько лет назад, когда закончилась монополия России на газ, основное внимание было уделено независимости крупных газопроводов и Инчукалнского подземного хранилища. Однако газораспределительная система остались в ведении бывшего монополиста — LG.
Консультант по энергетике Гатис Абеле считает, что на LG нельзя полагаться, поскольку он неотделим от «Газпрома»:
«С прошлого года, когда началось преднамеренное ограничение поставок российского газа в Европу, повышение цен, мы уже заметили, что предприятие не думало о поиске альтернативных источников снабжения, так как это противоречило бы ее акционерам».
По его мнению, влияние «Газпрома» на газораспределение в Латвии - это риск. ««Газпром» мог бы спокойно заявить, что у него не хватает деталей, турбин на какой-то участок «Северного потока» и «мы больше не можем поставлять вам газ». Хватило бы снижения давления на нескольких станциях, объявления, что имеющееся оборудование не работает, санкции не позволяют обеспечить», — упоминает Абеле как один из потенциальных рисков.
Распределением газа занимается дочерняя компания LG Gaso, собственники которой те же: «Газпром», Itera Latvija, люксембургский инвестиционный фонд Marguerite и немцы Uniper Ruhrgas. В важных вопросах большинство голосов обеспечивает «Газпром» вместе с Itera, владельцами которой являются «Роснефть» и Юрис Савицкис — шесть из одиннадцати голосов в советах LG и Gaso, которые возглавляют высокопоставленные сотрудники «Газпрома».
«На «Газпром» и Itera распространяются ограничения, установленные Законом о национальной безопасности, в том, что они лишены права голоса и участия в собраниях акционеров LG, так как влияние [на Gaso] реализуется через эту компанию», — поясняет глава Юридического департамента Министерства экономики Каспар Лоре.
Однако LG интерпретирует последние изменения в законе иначе, чем Минэкономики. LG разрешила «Газпрому» участвовать в собраниях акционеров, в том числе и на встрече 8 августа, однако «Газпром» не голосовал по вопросу о реорганизации. Itera же не участвовала в собраниях акционеров.
Представитель министерства Лоре, уверяет, что, даже просто зарегистрировав «Газпром» на собрание акционеров, «закон был нарушен».
Пока участие «Газпрома» не помешало процессу отъединения Gaso, но, как следует из устава LG, «близость» «Газпрома» потенциально может помешать работе в будущем, так как 85% акционеров на собрании должны будут проголосовать за реорганизацию. Если «Газпром» захочет саботировать мероприятие, голосов может не хватить.
Предприятие LG отказалось от интервью, указав, что на вопросы может ответить только его глава Айгарс Калвитис — а он сейчас в отпуске.
Юрис Савицкис, один из акционеров LG, согласился на телефонный разговор, но не пожелал подробно обсуждать решение Сейма о лишении Itera права голоса.
Как сообщалось, премьер-министр Кришьянис Кариньш на этой неделе повторно заверил, что Латвия в состоянии обеспечить себя природным газом, и призвал «не слишком много слушать, что говорит фактически контролируемое «Газпромом» предприятие» (Latvijas gāze).
Согласно данным, опубликованным на портале газораспределительного предприятия Conexus Baltic Grid, в настоящий момент в Латвию поступает газ с двух направлений. Входящий поток из РФ оценивается в 14,5 гигаватт-часов в сутки, а из Литвы 42,77 гигаватт-часов в сутки.