«Полиция Израиля убила трех палестинцев в Иерусалиме», «Израильская полиция убила трех вероятных палестинских напавших», «Три палестинца были убиты, между тем ежедневное насилие продолжается». Это заголовки соответственно Би-Би-си, британской газеты «Гардиан» и американского телеканала CBS. Что вам придет в голову по их прочтении?
Ну, очевидно, что израильская полиция совсем распоясалась. Стреляет палестинцев почем зря при малейшем подозрении («вероятных нападавших»), причем такое там происходит чуть ли не каждые сутки («ежедневное насилие продолжается»).
А что же произошло на самом деле?
3 февраля две сотрудницы израильской пограничной полиции (МАГАВ) стояли в патруле у Шхемских ворот. Они обратили внимание на трех юношей, которые показались им подозрительными, и решили проверить их документы. В тот момент, когда первый полез в карман за удостоверением, второй выхватил пистолет-пулемет и открыл огонь, а третий пустил "в дело" нож.
Обе пограничницы были ранены, но на помощь к ним подоспели товарищи. В итоге двух террористов прикончили на месте, а третий скончался от полученных ранений по дороге в госпиталь. Выяснилось, что юноши (им было от 19 до 21 года) незаконно проникли в Иерусалим из Кабатии.
К сожалению, одна из пограничниц – Адар Коэн, тоже скончалась в больнице, пуля попала ей в голову. Ей было 19 лет. У нас в таком возрасте девушки школу заканчивают, а Адар погибла на боевом посту, защищая свой город от террористов. Вот она, на фото.
Ее 20-летняя напарница госпитализирована с многочисленными ножевыми ранениями, но ее жизни ничего не угрожает.
Ну как вам история? Проблема в том, что подавляющее большинство людей ничего об этом не узнает. Потому что обычно читатели 90% новостей воспринимают исключительно по заголовкам, которые им предлагают порталы и газеты.
И новости из Израиля, если они им не слишком интересны и они не решат досконально разобраться в происходящем (а много таких интересующихся?) так и осядут у них в образе «террора» израильской полиции, убивающей палестинцев направо и налево. «Вероятных» нападавших. Видимо, они атомную бомбу в центре Нью-Йорка должны взорвать, чтобы перестать быть «вероятными».
Так что если думаете, что западная пресса только события на Украине или в России подает «в особом ключе» – расслабьтесь. Список стран, граждане которых, мягко говоря, сильно удивляются, читая заголовки новостей о себе в мировых СМИ - очень длинный. И Израиль там в первой десятке.
Правда, на этот раз и терпеливые израильтяне взорвались. Гендиректор правительственного Бюро по делам СМИ Шай Ницан даже пригрозил журналистам лишением аккредитаций: по его словам, подавать материал в таком ключе – это просто вопиющий журналистский непрофессионализм.
И у сотрудников Би-Би-си, вы не поверите, но действительно после этого проснулась совесть. Они изменили заголовок новости. Смотрите на какой... Ну, спасибо и на этом. Но это не всё, что мы вам хотим сказать.
Проблема в том, что на каждый случай такого пробуждения совести приходится 100 других, когда заголовки так и остаются фактически дезинформирующими. Почему? По ряду причин.
Тут и идеология: у левых в Европе считается хорошим тоном заступаться за обиженных, вставать на сторону слабого в споре с сильным. Обиженными они в данном случае считают палестинцев, а «израильскую военщину» неизменно призыавают: ну вы же сильные - уступите.
А идеология множится на фукнциональную неграмотность, то есть неспособность выбраться из когда-то заданной колеи, критически переосмыслить информацию, перестать мыслить штампами. Журналисты тоже люди и процент таких неграмотных среди них ровно тот ж, что и среди остальных профессий.
А в итоге сознание читателей начинает формироваться заголовками в еще большей степени, чем текстами. Потому что по статистике, 80% людей читает только 20% текстов на новостных сайтах, а все остальное воспринимают через заголовки. А с заголовками видите какая засада. Чего ж удивляться после этого, что у многих людей часто имеются очень странные представления о реальности за пределами их конкретного жизненного опыта.
К чему мы все это?
Да к тому, что не доверяйте заголовкам, по крайней мере пока не прочтете саму новость. Верить, как видите, в наше время никому нельзя. Порой даже себе. Впрочем, нам – можно.