Эту удивительную историю рассказал рижский моряк–писатель, старший механик Леонид Турлысов. Недавно, в начале ноября, выпускник Рижской мореходки заглядывал в наш кабачок "7 секретов", чтобы рассказать о своих приключениях в Африке. Но, как выяснилось, немало прикольных историй происходило не только на берегу, но и на борту. В частности, на танкере "Лиепая", на котором молодой специалист оказался после окончания училища. Леонид Леонидович до сих пор вспоминает прикольный случай, связанный со знойной буфетчицей Розой. Впрочем, в действительности у жительницы далекого Казахстана было совершенно непроизносимое имя Рыскелды.
Степная Роза
— Поэтому яркая девушка с раскосыми глазами попросила называть ее просто Розой. Она попала к нам совершенно случайно. По ее словам, в Казахстане работали геологи. Они питались чуть ли не одной селедкой, которая была завернута в одну популярную латвийскую газету. В ней–то Рыскелды и увидела объявление о наборе в Рижскую мореходную школу, в которой готовили поваров. В итоге эта, как говорится, диковатая степнячка, чуждая всякой косметики, решила попытать счастья и вскоре прибыла в столицу ЛССР. Поступила, окончила и попала на одно большое судно.
Но у нее там вышел конфликт с поварихой, которую Рыскелды отмудохала, по ее выражению. В общем, поспорили дамы. У них там, в степи, принято выяснять отношения радикально. Причем это касается и женщин. В итоге Розу "депортировали" на "Лиепаю". Она учла ошибки и у нас вела себя уже вполне адекватно. С каждым днем дикарка все больше расцветала. Она открыла для себя некоторые секреты косметики, после чего от поклонников не было отбоя. В связи с этим мне вспоминается одна история, которая произошла в начале 80–х у западного побережья Африки. Наш танкер сливал топливо рыбопромысловым судам.
Среди тех, кто вознамерился пришвартоваться к теплому борту нашей буфетчицы, был и четвертый механик. Однако Роза, проявив чисто восточное целомудрие, сразу дала команду "Полный назад!". А от любви до ненависти, как известно, один шаг. После чего обиженный четвертый механик (имени я его, естественно, не называю) принялся строить ей мелкие козни. "Он обозвал меня чуркой!" — пожаловалась первому помощнику капитана буфетчица, пылая от возмущения. "Извини, я такого слова никогда не слышал и не знаю, что оно означает!" — изобразил простачка помполит.
Метод шоковой терапии
Тем не менее дело свое он знал четко. Чтобы конфликт не дошел до более грубых выражений, он обязал непосредственных начальников четвертого механика провести с ним профилактическую беседу. Та была проведена, однако Роза продолжала жаловаться. "Что ж, придется применить метод шоковой терапии!" — решительно произнес первый после очередной жалобы Розы.
Как известно, судовая курилка в курсе всех событий. "Какой такой метод шоковой терапии?" — начал интересоваться народ. "Все секреты выдать не могу, лишь скажу, что этот метод из арсенала западных спецслужб! — пояснил первый, многозначительно поднимая вверх указательный палец. — Мы его специально изучали в Высшей партийной школе. Но никаких подробностей! Я ведь дал подписку о неразглашении. Однако результат гарантирую!"
Понятное дело, все были жутко заинтригованы. Самое удивительное, что загадочный метод шоковой терапии действительно дал результат.
Букет для Розы
Уже через несколько дней Роза перестала жаловаться. Более того, четвертый неожиданно стал изысканно вежливым и невероятно внимательным к нашей буфетчице. Он не скупился на комплименты и даже иногда помогал ей по работе. А когда мы зашли на Канары, он преподнес ей огромный букет цветов. Все сразу поняли: в западных спецслужбах хлеб даром не едят. Закончив слив груза, судно вернулось в родной порт. А беспокойная морская судьба развела по разным дорогам Розу и ее незадачливого ухажера.
Однако у экипажа "Лиепаи" все равно не пропадало страстное желание выяснить, что же за таинственный метод был применен. Наконец первый не выдержал и все выдал. Мол, он шепнул одному "самому надежному" члену экипажа, что Роза будто бы готовит четвертому механику ответную акцию на его козни, а именно: собирается прополоскать свои трусы в его компоте! Естественно, совсем скоро об этом узнал и четвертый. Как ошпаренный, прибежал к первому и стал жаловаться на то, какую изощренную азиатскую месть готовит ему Роза. После чего решил раз и навсегда отказаться от компота.
Но тут хитрый помполит ему популярно объяснил, что, в принципе, любые блюда абсолютно не застрахованы от подобных "мероприятий по улучшению их вкусовых качеств". Четвертый был парнем сообразительным: сразу понял, что попал в совершенно безвыходное положение. Поэтому принял единственно правильное решение — смириться. "Вот так методы западных спецслужб можно использовать в индивидуальной воспитательной работе с личным составом! — глубокомысленно сказал первый, а потом скромно добавил: — Если, конечно, подходить к этому делу творчески…"
Степнячка расцвела
По словам Леонида Турлысова, в конце 80–х в центре Риги он вдруг услышал, как кто–то окликнул его по имени–отчеству. Смотрит, а через улицу к нему бежит какая–то эффектная брюнеточка. Присмотрелся — это Роза. И как выглядит — не узнать! Красиво одета, лицо ухожено, речь без акцента. Настоящая светская львица. Вся из себя. От прежней степной дикарки не осталось и следа. Работает поваром в престижном кафе, жизнью довольна.
— "А семья?" — я у нее спросил. "Семьи пока нет", — последовал ответ. "А кавалеры?" — "Есть, но не то все…" Конечно, поинтересовался насчет четвертого механика. "До сих пор помню, как он красиво за мной ухаживал. Он же любит меня! Но как–то странно: списался с судна, даже не попрощавшись! Может быть, обиделся на что–то? Я не знаю…" — сказала Роза. В ее глазах появилась тоска. Я решил ей ничего не рассказывать. Пусть лучше у Розы о том славном времени, кода молодость бурлила и все вокруг казалось голубым и зеленым, останутся только приятные воспоминания. А недавно я узнал, что в конце 90–х Роза вернулась в Казахстан…
— А где сейчас танкер "Лиепая"?
— Его потом продали, как и другие суда Латвийского морского пароходства. В свое время это была большая серия в Советском Союзе — 76 единиц. У нас работали семь. Танкеры–десятитысячники. Где они только не "ползали"! Включая Антарктиду. Я обошел на нем практически весь земной шар. Суда обслуживали не только рыбаков, но и военных. Ходили и на Крайнем Севере. На Новую Землю, в район Шпицбергена, Земли Франца–Иосифа. Заходили в порт Дудинка. Стояли в Архангельске, Мурманске, ну и, естественно, по всей Европе. И в Скандинавии, и в Канаде. Так что мотались черт знает где. Куда пошлют.
Кстати, "Лиепая" побывала и в Америке. Везла зерно насыпным способом. Такая перевозка в танкерах практиковалась во время войны, поэтому способ назвали вполне конкретно — русским. Даже по "Голосу Америки" передавали: мол, впервые советский танкер из Латвии зашел в Хьюстон. А там, как известно, находится штатовский центр космических исследований. Начали наших таскать на телевидение. Состоялись разные встречи. Моряки ходили в гости к американцам. Свободно общались. Никто ничего не запрещал. А когда возвращались, нужно было первому помощнику доложить, о чем говорили. Но это чистая формальность, — улыбнулся моряк.
Март ДМИТРИЕВ.
17 декабря 2015. "7 секретов" №50