Карина - шеф-консультант в веганском ресторане, разрабатывает рецепты и меню для ресторанов, проводит мастер-классы, занимается фуд-фотографией, планирует выпуск собственных кулинарных книг, а еще занимается йогой и даже имеет опыт погружения с аквалангом.
В 2004 году Карина возвращалась с отдыха из России в Латвию, и водитель их машины заснул за рулем. Карина смутно помнит те события. Очнулась уже в больнице. Потом были долгое восстановление, реабилитация и постепенное принятие новой реальности и новой себя. Времени жалеть себя не было: «Нужно было постоянно заниматься своим здоровьем, чтобы организм вообще хоть как-то функционировал. К тому же у меня было очень много планов, были мечты, и я не собиралась от них отказываться», - рассказывает женщина.
Розовый клевер для овечки и отказ от мяса
Три года назад Карина начала вести кулинарный блог (www.instagram.com/karunavolodina) с собственными рецептами вегетарианских блюд. Именно он с подачи друзей и помог ей устроиться шефом в крупнейший в Риге веганский ресторан Bhajan Cafe, расположенный в тихом центре. Карине очень нравится, что ей постоянно приходится изобретать и придумывать что-то новое.
«Трудно сказать, как именно рождается тот или ной рецепт. Я просто смотрю на ингредиенты и понимаю, что из них можно приготовить. Конечно, большую роль играет накопленный опыт», - говорит она. Ее любимый рецепт, с которого начался блог, - гратен дофинуа (нежнейший запеченный в сливках картофель). А в 2017 году ее торт занял первое место в Риге в номинации "Самый вкусный полезный десерт".
Карина отказалась от мяса лет 15 назад. "Точно не скажу, потому что в какой-то момент я просто перестала считать, сколько мне лет", - смеется она. Летом девочку часто отправляли в деревню к бабушке, а там было много разной живности. «У меня даже была своя овечка, которую я кормила клевером. Причем она ела исключительно розовый. И, конечно, узнать, что твой любимый кролик или барашек попадают на стол, было шоком. Потом стало хромать здоровье, и я как-то интуитивно стала отказываться от мяса и в итоге почувствовала себя лучше», - рассказывает женщина.
Индийские джунгли, медитация и погружение с аквалангом
Помимо кулинарного блога и работы в ресторане Карина проводит кулинарные мастер-классы и увлекается фуд-фотографией. «Для меня фотография - это искусство, и поэтому немного обидно, что век мобильных телефонов, когда каждый считает себя фотографом, это искусство стало обесцениваться», - говорит женщина.
Карина в постоянном поиске себя, поэтому несмотря на весь азарт и душу, которую она вкладывает в свою работу, нельзя сказать, что она окончательно и бесповоротно определилась с профессией. Кстати, в детстве маленькая Карина любила играть в машинки, а не возиться на игрушечной кухне.
«Я много чего перепробовала в жизни: занималась флористикой, спортом, работала в сфере PR, пела, вышивала, до сих пор мечтаю научиться водить трамвай и озвучивать мультики, - смеется Карина. - Просто однажды, уже после аварии, когда я находилась на реабилитации в индийских джунглях, где не было ни компьютеров, ни мобильных телефонов, я задала себе вопрос: к чему я потянусь, когда появится связь?
И поняла, что это будут рецепты. Я четко поняла, что хочу делать что-то руками, что-то осязаемое, что тут же приносит результат, радость и пользу. В жизни бывает так, что люди, которые занимали хорошие высокооплачиваемые должности, в какой-то момент понимают, что им хочется заниматься чем-то для души, тем, что абсолютно не приносит доходов.
У меня есть один знакомый, который получил прекрасное образование за границей и у которого был очень хороший бизнес. И вот однажды он решил, что хочет стать пекарем. Но его никуда не брали. Работодатели смотрели на его CV и просто не могли поверить, что этот человек говорит серьезно. А я его очень хорошо понимаю".
В социальных сетях у Карины псевдоним Каруна. Еще до аварии она увлекалась йогой, и это имя ей дал духовный наставник. Оно означает «сострадающая живым существам». «Сегодня я в меру возможностей продолжаю заниматься йогой: выполняю дыхательные упражнения и медитирую», - рассказывает женщина.
В это сложно поверить, но два года назад Карина погружалась с аквалангом. «Кстати, в России и Европе это довольно развитое направление - когда с аквалангом погружаются колясочники. Мои знакомые владеют дайвинг-клубом на Кипре, и у них таких клиентов еще не было. Они предложили мне попробовать, чтобы инструктор потренировался, и я согласилась.
Мне было безумно интересно, к тому же это довольно дорогое удовольствие, и я понимала, что сама его не потяну, - рассказывает Карина. - Ощущения? Потрясающие! Впервые за 14 лет у меня абсолютно ничего не болело. Я не хотела вылезать из воды!»
«Там можно ползти, и ни одной царапины не будет!»
Карина исколесила 13 стран мира. "Индия уникальная страна. Она полностью переворачивает представление о мире и помогает расти духовно, там какая-то своя логика, все перевернуто с ног на голову, но так хорошо! - не скрывает восторга Карина. - Если же говорить об удобстве инфраструктуры для колясочников, то это безусловно Вена, Австрия. Я в нее просто влюбилась!
Я, помню, смеялась: «Вы только представьте! Я могу здесь ползти по тротуару, и ни одной царапины на носу не будет!» Там настолько все продумано! То же самое в Норвегии. И люди там настолько расслабленные и довольные жизнью. Они тут же расскажут тебе, какие есть возможности для колясочника, что можно получить, на что рассчитывать. В Латвии такого нет. Во-первых, наверное, сказывается менталитет, ну а во-вторых - в Латвии люди с ограниченными возможностями вынуждены выживать и смотрят друг на друга как на конкурентов.
Представьте ситуацию: у моей коляски сломалось колесо, у моего товарища по несчастью тоже, а мастерская в течение недели может поменять колеса ограниченному числу клиентов. Понятно, что каждый хочет воспользоваться этой возможностью. Это порождает конкуренцию, а порой и злость, агрессию и недовольство. Но нужно понять, что люди в этом не виноваты: жизнь ставит в такие условия, где каждый пытается выжить. К сожалению, приходится признать, что у меня хорошие дружеские отношения именно с теми колясочниками, которые в финансовом плане независимы».
Ремонт колясок в Латвии оплачивает государство, однако реальность такова, что порой легче отремонтировать ее за свой счет. «Например, я на коляске езжу круглый год. Со временем ржавеют подшипники, и их нужно менять. Когда я приехала в ремонт, мне ответили, что это не входит в техобслуживание и вообще нечего зимой на улице делать, дома надо сидеть. С «восьмеркой» колеса тоже история неприятная вышла: развернули со словами: "Нечего на коляске по бордюрам скакать, она для ровных немецких дорог предназначена", - рассказывает женщина.
Кстати, о ровных дорогах. В Риге Карина даже не пробует соваться в спальные районы. По ее словам, они абсолютно не предназначены для колясочников: ямы, высокие бордюры, никак не подобраться к подъезду. Сложности возникают и с общественным транспортом, в том числе с электричками, - однажды Карина просто не смогла подняться на перрон.
«Я, как и положено, позвонила на железную дорогу и предупредила, что поеду. Мне пообещали, что меня встретят и помогут подняться, но в итоге никто так и не пришел. Я час стояла одна. Очень замерзла. Но еще больше было просто обидно и больно от того, как со мной поступили», - рассказывает женщина, добавляя, что руководство LDz пообещало решить проблему с подъемниками в ближайшее время.
"Хочу в этом году выпустить кулинарную книгу!"
После аварии Карина вышла замуж и была счастлива в браке восемь лет. С мужем они сохранили хорошие отношения. Сейчас ее сердце вновь свободно: «Конечно, я, как и любая женщина, хочу выйти замуж, но смотрю на эти вещи уже по-другому, нежели лет десять назад. Для меня главное, чтобы мой мужчина развивался сам и позволял это делать мне».
Из-за инвалидности Карина полностью зависит от других людей, поэтому каждый день расписан по часам. «Мне нужно помочь утром встать с кровати, помочь одеться, что-то принести, отвезти-привезти меня, забрать. Конечно, все это психологически очень давит и порой хочется какой-то спонтанности в жизни. Но я не могу позволить ее себе. Я не могу жить вне графика, просто не могу", - говорит она.
Впрочем, порой помощь Карине приходится оказывать самой. «Приходит социальный работник, чтобы покормить меня, и не может открыть банку. Просто потому, что это пожилая женщина после инсульта и у нее нет сил. А никого другого мне прислать не могут. Никто не хочет идти работать за такую мизерную плату», - рассказывает женщина.
На вопрос, помогают ли на улице окружающие, Карина улыбается. «Конечно, бывает, что если не можешь куда-то подняться, найдутся предприимчивые мужички и обязательно что-то придумают и помогут. А бывают и курьезные случаи, когда просишь молодого человека помочь, а он смотрит на тебя, делает от страха круглые глаза и ускоряет шаг», - смеется женщина над нелепостью ситуации.
Сейчас Карине пришлось временно отойти от дел. Она больше не приезжает в ресторан, а дает консультации по телефону. В конце прошлого года ее здоровье сильно пошатнулось. Перед Новым годом она провела 10 дней в больнице, сейчас проходит лечение дома. Что дальше, пока непонятно: врачи разводят руками и не дают никаких прогнозов.
«Очень хочу в этом году выпустить кулинарную книгу, в которую вложу частичку себя. Чтобы, листая ее, можно было получить эстетическое наслаждение, расслабиться и хотя бы на миг забыть про проблемы. Рядом с каждым рецептом будут короткие истории - например, как мог возникнуть тот или иной рецепт или какая история связана у меня с этим блюдом.
Ну, например, рецепт пасты Pasta alla norma - рядом с ингредиентами и способом приготовления можно написать, что это блюдо было названо в честь оперы «Норма», и рассказать, почему музыка так важна в жизни человека, - делится планами на будущее Карина. - Проблемы со здоровьем сказываются на подвижности рук, поэтому очень хочу успеть выпустить книгу уже в этом году. Чтобы не пришлось потом жалеть, что не успела».
Ирина ВАСИЛЬЕВА.