Он только сказал, что Сербия, которая является кандидатом в члены Европейского Союза, но при этом сохраняет военный нейтралитет, оказалась под «большим и незаслуженным давлением ЕС». По словам Вулина, это следствие истерии, которая влияет на политические решения и устремления больших и влиятельных стран. Вулин утверждает, что Сербии выдвинули ультиматум, чтобы она отказалась от запланированных в Белоруссии учений, так как в противном случае под угрозой оказалось бы европейское будущее Сербии и последовало бы еще большее давление на сербский народ в Косово и в Сербии.
Внешнеполитический хаос
При этом ясно, что Вулин сказал не всю правду о причинах, заставивших Сербию отказаться от учений под знаковым названием «Славянское братство 2020», которые проводятся каждый год и в которых традиционно участвуют Россия, Сербия и Белоруссия. Тем более что Сербия отказалась от учений всего за 24 часа до их начала, хотя сербские солдаты, которые должны были участвовать в учениях, уже находятся в Белоруссии. Сербский отказ от войсковых учений с Россией и Белоруссией, несомненно, — это еще один пример внезапного охлаждения отношений между Сербией и Россией. При этом стоит отметить, что охлаждение началось задолго до недавнего подписания вашингтонского соглашения между Сербией и Косово в Белом доме. Однако это событие, конечно, охлаждение ускорило.
После вашингтонского договора многолетняя тактика Сербии, которая хочет войти в Европейский Союз и одновременно поддерживать близкие и союзнические отношения с Москвой и Пекином, посягнула на еще более сложные Соединенные Штаты и даже Израиль. Что за внешнеполитический хаос воцарился, наглядно иллюстрирует и нынешний поворот с учениями в Белоруссии. Сербия поддерживала очень тесные отношения с белорусским режимом, который не признал Косово. Но недавно Сербия поддержала еще и декларацию Европейского Союза о судьбе режима в Белоруссии, что удивило сербскую общественность. Если бы Сербия теперь участвовала в учениях с Белоруссией и Россией, она отправила бы противоположное послание, тем самым поддержав действия режима Лукашенко, который пытается силой и массовыми арестами подавить продолжающиеся протесты.
Кроме того, учения проводятся непосредственно у польской границы, то есть на самой границе Европейского Союза и НАТО. А Сербия несколько дней назад под патронажем Трампа подписала договор о нормализации экономических отношений с Косово, обязавшись диверсифицировать свои источники энергоносителей. На практике это значит, что она будет покупать не только российский газ, но и дорогой американский СПГ, что, вероятно, еще больше разозлило Кремль.
Только так можно объяснить крайне необычный и недипломатичный публичный комментарий представителя МИДа РФ Марии Захаровой в адрес Вучича. Фотографию, на которой он униженно сидит в Белом доме перед Трампом, она сравнила со знаменитой сценой из фильма «Основной инстинкт». Более чем вопиющее послание, которое свидетельствует о глубине раскола между Белградом и Москвой, хотя впоследствии Захарова заявила, что ее слова были неправильно истолкованы.
Отказаться от обязательств нельзя
Еще больше ситуацию, в которую попал Белград, усложняет то, что параллельно с российскими ударами на него обрушиваются удары с другой стороны. Сначала советник Вучича Сузаны Василевич заявила о том, что решение перенести посольство Сербии из Тель-Авива в Иерусалим не окончательное и все будет зависеть от линии Израиля в отношении Косово. Затем глава МИДа Сербии Ивица Дачич сказал, что перенесение посольства «только обсуждается». Все это истолковали как попытку Белграда отказаться от взятых на себя обязательств, и вскоре в «Твиттере» появилась презрительная запись спецпредставителя Трампа по диалогу между Сербией и Косово Ричарда Гренелла.
«Говорят, сербское правительство дает задний ход после заявления министра иностранных дел. Громко смеюсь (LOL)», — написал Гренелл, воспользовавшись сокращением, которое в социальных сетях означает смех, тем самым ясно давая понять Белграду, что после подписи Вучича обратного пути нет.
Перевод Иносми.ру