«Всю эту перегрузку в практиках семейных врачей в основном вызывает Covid-19. Нам как-то кажется, что вся эта пандемия больше связана с лечением в стационарах и интенсивной терапии. Но в больницу попадают примерно 10-15% ковид-пациентов. А уже долгое время в Латвии каждый день заражаются более 1000 — 2000 пациентов. И все они сначала находятся в ведении практик семейных врачей. А ведь есть еще контактные лица, которых еще больше, чем инфицированных», — сказал А. Дзалбс.
По его словам, сейчас семейный врач работает одновременно на трех фронтах. Один — традиционные консультации, второй — ковид-пациенты и контактные лица, третья — вакцинация от Covid-19 и других инфекций.
«Вот в моей практике мы ежедневно контактируем больше чем с 100-120 пациентов. Это один семейный врач за один день. И так каждый день уже, я бы сказал, два года»,
— привел он пример.
Айнис Дзалбс отметил, что и до коронавируса семейные врачи работали на пределе, сейчас они просто стали еще более перегружены. Каждый год они оказывали в сумме около 8 миллионов консультаций. А сейчас — с добавлением «ковидной» нагрузки — это число выросло настолько, что, как говорит медик, и сосчитать трудно.
Поэтому семейные врачи просят Министерство здравоохранения и остальное правительство срочно встретиться с ними и заняться решением проблемы, потому что недоступность услуг — это не шутки.
«Наши пациенты жалуются, что до семейных врачей очень трудно дозвониться. Это потому, что все телефоны перегружены ковид-пациентами и контактными лицами. Мы, конечно, стараемся по максимуму уделять время пациентам, которым нужна острая помощь. Но нам абсолютно не хватает ресурсов, чтобы заниматься, например, ведением и осмотром пациентов с артериальной гипертензией, с сахарным диабетом, пациентами, у которых есть онкологические заболевания».
По той же причине беда с программами скрининга, которые помогают обнаружить онкологические заболевания на ранней стадии: у медсестёр и помощников совершенно не хватает времени, чтобы «вылавливать» и уговаривать тех, кому такие обследования полагаются. А ведь это одна из основных задач первичной медицины — выявлять заболевания как можно раньше.
«Если мы не найдём решение этих проблем [с нехваткой ресурсов у семейных], то буквально за год мы столкнемся с совсем другой пандемией. Это будет пандемия сахарного диабета, инфарктов, инсультов, запущенных онкологических заболеваний.
Поэтому мы призываем Кабинет министров садиться за стол и буквально в ближайшие дни решать вопросы, которые связаны с тем, что практикам семейных врачей требуется дополнительные медсестры, фельдшеры или регистраторы», — продолжил А. Дзалбс.
На вопрос, а есть ли откуда брать этих самых дополнительных людей, даже если будут ресурсы, он ответил, что в прошлом году среди его коллег проводили быстрый опрос — спрашивали, смогут ли они найти помощника, медсестру или фельдшера в случае необходимости. Примерно за сутки более чем 150 семейных врачей ответили: да.
Гость передачи отметил: дополнительный персонал нужен не всем практикующим семейным врачам, но в больших практиках, где зарегистрировано более 1500 пациентов, он решительно необходим.
«Это будет около 500 дополнительных работников. И мы говорим не только о фельдшерах и и медсёстрах (все понимают, что их не хватает ни в больницах, ни у врачей-специалистов), мы говорим также о регистраторах, которые помогают нам делать административную работу. А ее очень много — в связи с карантином, с больничными листами, вакцинацией против Covid-19. Надо людям звонить, объяснять, а потом эти данные поздно вечером или ночью вводить в [электронные] системы», — объяснил он, зачем нужен немедицинский персонал.
Айнис Дзалбс рассказал, что с середины ноября его практика работает и по выходным, но так долго продолжаться не может и что вскоре (не)доступность семейных врачей станет еще более острой проблемой.
«Мы ещё только в самом начале волны омикрона. Я с ужасом представляю, что вообще случится через пару недель.
Мы видим связанные с этим риски и своевременно информируем нашу власть, что если у нас увеличится заболеваемость (а она однозначно увеличится), люди, которые заболеют омикроном, не смогут дозвониться до практик семейных врачей. Поэтому существует риск, что они вообще не смогут получить медицинскую помощь на первичном уровне. Это очень серьёзный вопрос. Мы очень надеемся на быстрое его решение», — поделился специалист.
Осенью глава Латвийской ассоциации сельских семейных врачей Лига Козловска сообщила, что семейные врачи не успевают обзванивать пожилых людей с приглашением на вакцинацию, как этого требует правительство, потому что у них просто не хватает времени.