Размещенные весной этого года на официальном сервере ЦРУ для публичного доступа многочисленные документы проходили процесс рассекречивания с начала 2000-х. Часть этих документов 1940-1960-х годов предс
Перед публикацией все документы прошли т.н. «санобработку» — практически все имена, а также любые указания, позволяющие «вычислить» источники и агентов, были вымараны. В отдельных случаях вымарывались и фрагменты, раскрывающие методы работы спецслужбы.
Публикуемые сегодня документы весны 1952 года иллюстрируют, как ЦРУ и британская SIS (Secret Intelligence Service, она же — МИ-6) делили «сферы ответственности» за работу с «лесными братьями». Первоначально каждая из спецслужб действовала в Латвии самостоятельно, что привело к конфликту:
американцы уже практически запустили свою операцию, но были вынуждены остановить ее после британских протестов.
Затем последовало «согласовательное» совещание в Лондоне (кодовое название Redsox). Шведские спецслужбы к участию приглашены не были, хотя британцы и заявляли американцам о наличии у них неких совместных со шведами интересов. Имена из всех документов, естественно, вымараны, как и все возможные упоминания числа участников переговоров с британской и американской сторон. (С этой точки зрения употребляемое в тексте слово «представители» следует воспринимать как «представители или представитель», - прим. ред.).
1. «Ежемесячный отчет по проекту за апрель 1952 года.
Совершенно секретно.
Криптоним проекта — ZRLYNCH.
Отдел [ЦРУ] — СССР/Балтийский.
Страна — Латвийская ССР.
План — проникновение.
Финансирование — прямое.
Фаза — операция осуществляется.
Годовое финансирование к текущему моменту — 110 500,00 долларов.
Имя курирующего сотрудника — [вымарано] и [вымарано]
а. Задача.
Создание в Латвийской ССР тайных объектов поддержки с целью установления контактов, организации и подготовки агентов и подпольных структур для осуществления в СССР операций, проводимых Бюро координации политики и Бюро специальных операций (на тот момент — разведывательный и контрразведывательный директораты ЦРУ — Rus.Lsm.lv).
b. Достижения
В соответствии с ранее достигнутыми с МИ-6 соглашениями, мы проинформировали МИ-6 о предлагаемых нами зонах высадки [агентов ЦРУ] в Курземе, Латвия. Получив эту информацию,
британцы немедленно отреагировали каблограммой, протестуя против нашего выбора зон высадки на Курземском полуострове и заявляя, что такая операция подвергнет опасности активы МИ-6 в этом районе, что МИ-6 находится в контакте с партизанами в Курземе и располагает адекватными разведывательным и оперативным покрытием там.
Более того, британцы потребовали, чтобы мы отложили операцию AECOB (кодом AE обозначались операции ЦРУ против СССР, кодом COB — операции в Латвии) до осени 1952 года. Они предложили к тому времени устроить прием и дальнейшие перемещения нашего агентского персонала в Латвии.
В результате британского протеста [была проведена] переоценка операции AECOB. Она подтвердила тот факт, что эта
операция главным образом базировалась на поддержке, которую должны были обеспечить курземские партизанские группы и отдельные люди, возможно, связанные с британско-шведскими интересами в Латвии.
С учетом описанных выше интересов, конфликтующих с интересами МИ-6 и невозможностью изменения основного оперативного плана AECOB на столь поздней стадии, а также принимая во внимание возможность принятия британского предложения помощи и встречи нашего персонала осенью 1952 года, с неохотой было решено отложить операцию AECOB до осени 1952 года».
2. «Ежемесячный отчет по проекту за май 1952 года.
Совершенно секретно.
Криптоним проекта — ZRLYNCH.
Отдел [ЦРУ] — СССР/Балтийский.
Страна — Латвийская ССР.
План — проникновение.
Финансирование — прямое.
Фаза — операция осуществляется.
Годовое финансирование к текущему моменту — 110 500,00 долларов.
Имя курирующего сотрудника — [вымарано]
(...)
b. Достижения
Значительных действий в рамках этого проекта на протяжении мая не предпринималось. В результате откладывания операции в Латвии, [ранее] назначенной на май 1952 года, агенты подвергаются повторной оценке с тем, чтобы определить их желание [участвовать] и пригодность к осенней операции.
Британцы уведомили, что на протяжении этого месяца забросили в Латвию двух агентов и вывезли одного».
3. «Операции в Балтийских странах. Переговоры ЦРУ и МИ-6 в Лондоне, май 1952 года.
Совершенно секретно, 29 мая 1952 года.
1. [Состоялось] предварительное обсуждение операций ЦРУ в Латвии в этом году и возможного содействия со стороны агентов МИ-6, уже находящихся в стране.
2. МИ-6 сформулировала свои интересы в отношении поддержания контактов с движением сопротивления в Латвии. [Представители МИ-6] объяснили, что на основании опыта установлено, что агенты-одиночки, ведущие полулегальную жизнь в странах Балтии, не состоянии создавать сети сбора развединформации.
[Представители МИ-6] полагают, что наилучшим способом удовлетворения ограниченных разведывательных потребностей в Латвии является поощрение организаций сопротивления к опрашиванию их легально живущих контактов — с целью получения развединформации и переправки [этих сведений] через нелегальные группы, с которыми поддерживает контакты [сама] МИ-6.
[Представители МИ-6] сообщили, что с этой целью недавно забросили [в Латвию] несколько латышей. МИ-6 также заинтересована в дальнейшем укреплении группы сопротивления, вся энергия которой в данный момент направлена на поддержание безопасности [самой] организации, с тем, чтобы [группа] могла перейти к более наступательным действиям, проникновению в [структуры советской] администрации и т.д.
[Британцы] также надеются, что эта организация сопротивления могла бы обеспечить «трамплин» для агентов, [направляющихся к] более важным целям на Востоке. Очевидно, однако, что таким способом может быть отправлен персонал исключительно балтийского [происхождения].
[Представители] МИ-6 полагают, что в данный момент интересы [их службы] в Латвии адекватно отрабатываются агентами, которые уже были успешно заброшены туда [самой] МИ-6. Таким образом, планы [МИ-6] направлены на сохранение этих агентов. Это не означает, что внедрение независимой группы ЦРУ не принесет ценного вклада.
3. МИ-6 полагает, что
операциям в Латвии в очень большой степени помогла неполитическая атмосфера, превалирующая в латышских эмигрантских кругах. МИ-6 хотела бы, что и на литовцев [удалось] воздействовать с тем, чтобы получить пользу от [применения] этого хорошего примера.
4. Положение в Литве: [представители] ЦРУ уведомили, что [ЦРУ] вновь получило сообщение от своего агента. Однако, хотя [ЦРУ] и не считает вероятным, что тот находится под советским контролем, [ЦРУ] прекратит его использование в будущих операциях.
[Представители] МИ-6 сообщили, что недавно вывезли [из Литвы] литовца из группы BDPS (Объединенное демократическое движение сопротивления Литвы — Rus.lsm.lv), чья искренность в настоящий момент не вызывает сомнений. Он представил рекомендации, подписанные и главой BDPS, и собственными [британскими] агентами.
В целом ситуация в Литве становится все более трудной,
советизация ускоряется вследствие [идеологической] индоктринации молодежи, рассеиванием литовского населения и очевидной безнадежностью борьбы за независимость.
Была достигнута договоренность [ЦРУ и МИ-6] об обсуждении будущей судьбы тысячи с лишним партизан, выживших к данному моменту. BDPS могло бы обеспечить их документами и рабочими местами, однако фонды на данный момент отсутствуют.
Отличия в положении партизан в Латвии и Литве можно объяснить тем фактом, что в Латвии партизаны отказались от проявлений активности примерно два года назад.
МИ-6 считает, что [ее] интересы в Литве обеспечены примерно также, как в Латвии. Там нет крупных объектов [для сбора] развединформации, и [МИ-6] исследуют отправку литовцев к таким целям, [расположенным] дальше на Восток. Может оказаться полезным установление контактов с другими ответвлениями BDPS или же с другим группами сопротивления, о существовании которых BDPS проинформировало МИ-6.
5. Положение в Эстонии: [представители] МИ-6 заявили, что присутствие [МИ-6] в Эстонии еще недостаточное. Единственный агент продолжает жить на нелегальном положении, хотя и работает над установлением контактов с ведущими лицами местного движения сопротивления и над тем, чтобы перебраться в город. Информации о местном движении сопротивления у МИ-6 крайне мало.
Поскольку Эстония расположена географически более благоприятно по отношению к дальним разведывательным целям [на Востоке], [МИ-6] озабочена наращиванием контактов в этом районе.
[Представители] ЦРУ согласились и заявили, что надеются отправить [в Эстонию] группу, возможно, весной 1953 года.
6. Было достигнуто согласие по созданию механизма гарантирования эффективного осуществления в странах Балтии в 1953 году операций ЦРУ и МИ-6».
Операции в Балтийских странах. (Продолжение совещания 29 мая)
30 мая 1952 года.
1. Было достигнуто соглашение о том, что ЦРУ должно проводить свои операции в Латвии без использования британских ресурсов для приема [агентов WHE]. Сличений заметок о деталях будет устроено соответствующими оперативными сотрудниками ЦРУ и МИ-6 к 20 июня.
2. Было достигнуто соглашение о том, что ЦРУ и МИ-6 рассмотрят [возможность осуществления] пробной совместной операции — возможно, в Литве — весной 1953 года. Предложения МИ-6 по этой операции будут вскоре поданы ЦРУ в [штаб-квартиру в] Вашингтоне. Другие, независимые, оперативные планы на 1952 и 1953 год будут полностью координироваться.
3. [По итогам] обмена мнениями по поводу наиболее безопасного и эффективного механизма проведения операций в странах Балтии было достигнуто соглашение об изучении [возможности] создания отдела совместных операций. МИ-6 письменно изложит свои соображения по этому поводу и направит их в ЦРУ, в Вашингтон.
4. [По итогам] обсуждения дилеммы [относительно дальнейших действий, касающихся] партизан в Литве была достигнута договоренность о том, что обе службы должны еще обдумать возможное решение (...)»