На прошлой неделе Сейм начал "революцию" в газовой сфере: поддержаны поправки к Закону об энергетике, которые призваны открыть газовый рынок. По существу, речь идет о будущем "распиле" газового монополиста — "Латвияс газе".
Немного предыстории. В далеком 1997 году, в бытность Андриса ШКЕЛЕ премьер–министро
И вот по мере приближения "часа Х" правительство решило дать зеленый свет закону, который бы запустил процесс либерализации газового рынка. Поправки к энергетическому закону предусматривают отделение хранения и доставки газа от торговли им. То есть в обозримом будущем поставлять газ и хранить его будет одна компания, а заниматься продажей — другая. Причем торговцы газом не должны быть юридически связаны с газовым оператором (тем, кто хранит его и транспортирует).
Также поправки позволят участникам газового рынка свободно выбирать торговца газом и договариваться о закупочной цене на него. Компания же "Латвияс газе" будет обязана свои трубопроводы предоставлять для доставки потребителям любого газа, закупленного на свободном рынке…
Все это должно произойти уже 3 апреля 2017 года, то есть через полтора года. К этому моменту нужно будет создать юридическую компанию, которая обеспечила бы услуги оператора по управлению газовой системой и по хранению природного газа. В распоряжении этой компании, как пояснил секретарь комиссии Сейма по народному хозяйству Эдвардс СМИЛТЕНС, должно находиться и Инчукалнское газохранилище. А к 31 декабря 2017 года должен завершиться раздел "газового имущества", то бишь, по замыслу, оператор по управлению потоком природного газа и по его хранению должен быть юридически независим от АО "Латвияс газе".
Однопартиец г–на Смилтенса Лолита ЧИГАНЕ на последнем пленарном заседании время открытия газового рынка — 31 декабря 2017 года — уже окрестила датой завершения "газового рабства Латвии". По словам г–жи Чигане, Латвия находилась и находится в газовом рабстве у России!
Впрочем, "избавление от рабства" и "свободный рынок" обойдется латвийским потребителям намного дороже, чем "рабство" нынешнее.
— После того как "Латвияс газе" поделят и продадут, будут созданы две новые структуры — два монополиста. Каждому из них придется содержать отдельный аппарат управленцев, отдельную систему учета, систему взаиморасчетов и т. п. На это все понадобятся огромные финансовые средства! — поясняет депутат Сейма, бывший руководитель Регулятора общественных услуг Иварс ЗАРИНЬШ ("Согласие"). — Дальше нужно будет выработать новый тариф с учетом, разумеется, затрат на создание двух компаний и на все вышеперечисленны
Также депутат Зариньш выразил опасение, что под шумок будут проданы и очень ценные активы — филиалы "Латвияс газе". "Все будет как в случае с продажей "Парекса", — полагает парламентарий.
Иными словами, есть опасность, что после открытия рынка газа цены на этот самый газ повысятся — и для производственных компаний, и для домашних хозяйств.
Либерализация рынка газа может дорого обойтись не только потребителям, но и государству: "Латвияс газе" может начать судопроизводство в случае, например, если будет поддержана инициатива Минэкономики установить огромные штрафы за отказ "ЛГ" поделить свою инфраструктуру в установленный срок — 9 месяцев. По мнению нового шефа "ЛГ" экс–премьера Айгара КАЛВИТИСА, в столь короткий срок — с апреля по декабрь 2017–го — будет крайне сложно найти инвесторов, если, конечно, в роли покупателя не выступит само государство. Г–н Калвитис также предупредил, что после "реформы" цены на газ скорее всего вырастут…
С вашей бумажкой в Кембридж не лезьте
Наша страна продолжает уверенно занимать первые "антиместа" в Евросоюзе: и по бедности, и по детской смертности, и по дороговизне медикаментов и софинансированию пациентами своего лечения. А в конце минувшей недели с подачи коллег из новостной службы ЛТВ–1 мы узнали, что Латвия является единственной страной Евросоюза, чье среднее образование фактически не признается в ведущих европейских вузах — прежде всего в вузах Великобритании!
Кстати, литовские и эстонские свидетельства о среднем образовании принимаются без всяких проблем.
"Литовские экзамены признают, эстонские признают! Я прошел по всем спискам ЕС и заметил, что Латвия — одна такая страна в Европе! Единственная страна, чьи госэкзамены не признают. Да", — рассказал Эдгарс КЛЕТНИЕКС, студент Кембриджского университета из Цесиса. В престижнейший вуз он попал только благодаря тому, что побеждал на международных олимпиадах по химии и готовился к поступлению по индивидуальной программе. В противном случае, как убедился Эдгарс, у него не было бы ни единого шанса переступить порог Кембриджа. Ни единого!
А КАМЕРУН и УГАНДА — круче
"Потому что та пропасть между тем, где начинается университет и где заканчивается латвийская средняя школа, — огромна! Я не очень представляю, как даже хороший ученик может ее перепрыгнуть", — вторит Эдгару еще один латвийский счастливчик Янис БРИШКА, который также пробился в один из самых лучших вузов только через победы на Всемирных олимпиадах.
Слова латвийских студентов подтверждаются и официальной статистикой Кембриджа (среди студентов выходцев из Латвии значительно меньше, чем выходцев из Литвы и Эстонии), а самое главное — официальным предупреждением (!) на сайте Кембриджского университета. Там без обиняков написано, что Atestāts par vispārējo vidējo izglītību не является конкурентоспособ
Примечательно, что руководство вуза даже приводит полное название латвийского аттестата на латышском языке.
Аналогичное заключение "о качестве" латвийского образования корреспондент "ВЕСТЕЙ" обнаружил и на сайте другого всемирно известного вуза — Оксфордского. "Atestāts par vispārējo vidējo izglītību не был бы достаточен для кандидатов, чтобы подать конкурентоспособ
Фактически ведущие мировые вузы не считают латвийскую образовательную школьную систему отвечающей минимальным стандартам, необходимым для поступления в данные вузы. Что же касается централизованных экзаменов Латвии, то их мировые вузы тоже де–факто не признают.
Разумеется, Латвия в этом списке "негодных" аттестатов не одинока. Кембриджский университет также не признает аттестаты о среднем образовании, выданные такими странами, как Лесото, Кения, Судан, Сьерра–Леоне, Гватемала, Непал, Филиппины, Замбия и Эфиопия. Компания, согласитесь, потрясающая! Как выясняется, наши аттестаты котируются хуже, чем красные аттестаты (с отличием), выданные школами Уганды, Намибии и Камеруна! Вот он — ориентир для латвийской системы школьного образования: школы Камеруна и Уганды!
— Возможно, приемная комиссия Кембриджского университета недостаточно ознакомилась с системой образования в Латвии и содержанием наших экзаменов? Надо выяснить, — прокомментировал
А где Минобраз раньше был? Неужто за все эти годы не удосужился выяснить, а почему, собственно, латвийские аттестаты считаются в Британии никчемной бумажкой? Ответ прост: скорее всего, чиновникам от образования просто плевать на то, смогут ли латвийские ребята поступить в Кембридж. Нет — и не надо! Кажется, чиновникам плевать и на все остальные проблемы образования, которых хоть отбавляй. Наверное, излишне и объяснять, что всю эту неконкурентоспос
Киба НИКЛЭ.