Гессен-Кассель было немецким ландграфством, основу экономики которого в XVII веке составляло сельское хозяйство. Наверное основной географической проблемой ландграфства было расположение его между двумя частями королевства Пруссии, именно поэтому в любой заварушке в Германии (а Пруссия чаще всего и была первопричиной таких проблем) армии шастали по Гессен-Касселю туда-сюда, разоряя деревни и поля, а правительство области лишалось источников дохода. Поэтому Гессен был поставлен перед выбором – либо полностью потерять свой суверенитет, либо начать строить армию. Как я уже писал, княжество было бедным, на 1676 год буквально напряжением всех сил смогли сформировать 23 кампании (роты) по 120 человек в каждой, таким образом, армия Гессен-Касселя составляла 2760 человек при населении около 150 тыс. человек.
В следующем году ландграф Карл, чтобы хоть как-то пополнить бюджет, сдал в аренду 10 кампаний гессенской пехоты Дании и получил за это сумму в 3200 талеров.
В 1687 году тот же Карл сдал в аренду 1000 солдат Венеции, по 50 талеров «за голову». Меньше 200 человек возвратились домой, но отзывы о гессенских солдатах и у датчан, и у венецианцев были просто восторженными. В 1688 году в Карлу обратились голландцы, и 3400 гессенцев были посланы в Соединенные Провинции. Во вторжении в Англию они не участвовали, но сражались с французами в войну Аугсбургской лиги и в войне за Испанское наследство.
Голландцам, а позже и англичанам (герцогу Мальборо) гессенцы очень понравились – дисциплинированные, устойчивы под огнем, готовые вынести всю тяжесть сражений.
Принц Евгений Савойский был от гессенцев просто без ума, и сделал ландграфству наверное первый крупный заказ – он в 1706 году взял в аренду 10 тыс. гессенцев по 100 талеров за голову, и ландграф положил в «закрома родины» свой первый миллион. Что касается гессенцев – они отлично сражались с французами в Италии, и с турками в Венгрии.
Надо сказать, что Карл видел в такой торговле не только источник прибыли, но и источник чести – пять его сыновей служили офицерами в этих войсках, и двое из них погибли в сражениях. Кроме того, ландраф решил раз и навсегда, что солдаты уступаются за вознаграждение только протестантским странам, сколько сначала Людовик XIV, а потом Людовик XV ни упрашивали ландрафа сдать французам гессенские войска внаем – Карл категорически отказался иметь какие-либо деловые отношения с папистами (кроме австрийцев и немцев).
В Англии гессенцы появились в 1715 году, вместе с ганноверским курфюрстом Георгом I. Было нанято 12 тысяч солдат. А в 1726 году, когда Англия присоединилась к «Великому Союзу» Австрии, Баварии и Испании, с Гессен-Касселем был заключен договор – англичане ежегодно выплачивали Гессену 125 тысяч фунтов, а ландграфство было обязано на эти деньги подготовить и содержать армию в 7000 солдат, и предоставить ее англичанам, когда потребуется. В 1731 году договор был пересмотрен в сторону увеличения – англичане платили 240 тыс. фунтов в год, гессенцы же под нужды Англии содержали уже 12 тыс. солдат.
Но не Англией единой, как говорится. Во время войны за Австрийское наследство сложилась вообще анекдотическая ситуация, когда гессенские формирования бились и с одной (баварская) и с другой (английская) стороны. Тем не менее, гессенцев хвалили все, особенно их устойчивость в бою и презрение к смерти. И заказы к ландграфу лились рекой. Так, ландграф Вильгельм VIII прямо заявил: «Наши войска – это наше Перу. Не будь их у нас – мы бы стали просто нищими».
В 1757 году Уильям Питт призвал под свои знамена 24 тыс. гессенцев, такое же количество оплатил и Фридрих II. При этом, Семилетняя война прошлась и по землям княжества, опять солдаты жгли поля, производили реквизиции, и т.д. Но Гессен-Касселю теперь это было не в тягость – ибо больше половины бюджета составляли поступления от торговли собственными солдатами. Причем деньги эти получали в обход Ландтага, и тратить могли по своему усмотрению, что особенно радовало ландграфов.
На эти деньги не только содержалась собственная армия и школы подготовки солдат – строились каналы, устраивались торговые ярмарки, выстраивалось с нуля производство (естественно, обслуживающее армию). Производились реформы и в сельском хозяйстве – например к 1760 году население было массово переведено на картофель. Распространилось овцеводство. Сельское население с 1702 по 1750 год удвоилось, что дало ландграфству много новых потенциальных солдат, и увеличило базу сделок. При этом налоги с 1760 по 1784 год были снижены на треть.
При населении в 275 тыс. человек Гессен-Кассель пиково мог выставить до 30 тыс., то есть ландграфство было одним из самых милитаризированных обществ в Европе. В армию вербовались мужчины между 16 и 30 годами, ростом не менее 5 футов и 6 дюймов. Амуницию и обмундирование получали за счет государства, срок службы составлял 24 года для профессиональной армии, и 10-11 месяцев раз в три года – для ополчения.
Люди могли и откупиться от военной службы – ради бога, плати 250 талеров, и свободен. Белый билет на руках.
Каждый пехотный полк имел в своем составе отдельный гренадерский батальон. В действиях на американском континенте к каждому полку были добавлены по две роты егерей, в основном из бывших лесников, причем желательно – имеющих опыт ловли браконьеров. Егерей-гессенцев считали элитой британской армии в Северной Америке.
гессенский егерь.Офицеры гессенской армии чаще всего заканчивали коллегию Каролинум при университете в Гессен-Касселе. Подходили там к учебе (особенно с 1771 года) очень основательно, Так, офицеров-гессенцев оказалось невозможно удивить на поле боя нововведениями, они были в курсе практически всех последних тактических доктрин. Поощрялась состязательность среди командиров батальонов и полков, знание языков, умение читать карты и знание саперного дела.
С американской революцией вообще получилась интересная ситуация – ландрграф Фредерик II, кстати дядя короля Георга III, получил еще в 1774-м году от англичан примерно 20 миллионов талеров на комплектование 12 тыс. солдат, предназначенных для отправки в Америку. Позже произошло увеличение заказа, всего в Америку прибыло 19 тыс. гессенцев, и еще 7 тыс. служили на Англию в других частях света. Помимо выплат ландрафу это обошлось Британии дополнительно в 500 тыс. фунтов, потраченных на жалование гессенским солдатам и офицерам.
Из этого числа солдат (26 тыс.) 5 тыс. умерло ото всех причин, 1300 – были ранены, 2500-3100 пропали без вести (возможно перешли на сторону США и остались жить в бывших колониях), остальные вернулись домой.
Наверное последний найм гессенцев – это договор 1787 года. 12 тыс. солдат за годовую плату в 24 миллиона талеров за 5 лет (англичане всегда платили вперед). Солдаты из Гессен-Каселля сражались не только против Франции, но и в Ирландии против местного восстания, и в Вест- и в Ост-Индии.
После поражения пруссаков под Йеной и Ауэрштадтом в 1806 году от войск Наполеона Гессен-Кассель вошел в Рейнскую конфедерацию, ландграф Вильгельм IX бежал в Англию, а гессенцы теперь уже влились во французскую армию, участвовали в походе в Россию, в боях в Европе и т.д. Однако после 1807 года Гессен-Кассель своими солдатами больше не торговал.