Суббота Вести еженедельник 7 Супер Секретов Mājas virtuve
LAT Вс, 18. Января Завтра: Antis, Antons
Доступность

«Россию столько раз хоронили, а она снова выкарабкивается». Рижская лекция Романа Сенчина

сенчин 2

Намедни в Ригу приезжал лауреат российской национальной премии "Большая книга-2015" Роман Сенчин. На встречу с ним пришло около двухсот человек – филологов, журналистов, преподавателей, представителей культурных обществ. Директор Библиотеки им. Н. Задорнова даже призналась, что культовый роман Сенчина "Зона затопления" в течение года в буквальном смысле переходит из рук в руки. 

Сенчина называют одним из самых заметных писателей в литературе нулевых годов. "Сенчин как слон в посудной лавке он перебил все литературные вазы и сервизы, сломал полки, вышел через прилавок, проломил заднюю стену и идет в заданном направлении…", - пишет о нем критика. А вот что он рассказывает о себе сам. 

-- Я родился в 1971 году в самом центре Азии - в сибирском в городе Кызиле в республике Тува. -- рассказывает Роман. Когда окончил школу, уехал по примеру многих сибиряков в Ленинград – этот город у нас всегда считался каким-то сакральным. Учился в строительном училище, но поскольку делал это не очень хорошо, да и возраст подошел, меня забрали в армию.

Служить пришлось в погранвойсках в Карелии, где полтора года я провел на заставе с Финляндией. В свободное время много читал и серьезно стал пробовать писать. Однажды мои рукописи нашли офицеры – шмоны в казармах никто никогда не отменял. Сначала разозлись, потом ушли к себе в контору, долго там сидели и в итоге вернули мне тетради со словами: "Ты их лучше спрячь подальше и больше никогда не занимайся литераторством".

Я вернулся на гражданку и через время вместе с родителями переехал из Тувы в Калинградский край, поскольку в начале 90-х в Туве возникла мощная национальная напряженность, массовый исход русского населения и криминальный разгул. Родители купили скромный домик в деревне рядом с городом Минусинском – в этих краях бывал Ленин по пути в Шушинское. Надо признаться, что царское правительство отправило его в места практически курортные с позиции нашего сегодняшнего дня – в Сибири прекрасный климат и прекрасные пейзажи…

Я сменил кучу профессий и по предложению одной поэтессы подал свои рукописи в Литературный институт. Без всякой надежды. Но меня приняли.

В 2000 году выпустил свою первую книгу, сегодня их число уже перевалило за двадцать.

"Россию много раз хоронили..."

-- Ваша книга "Зона затопления" начинается с посвящения писателю Валентину Распутину. Вас также как и его волнуют одни темы. Но незадолго до своей смерти Распутин сказал, что Россия обречена на распад. Вы с ним согласны?

-- Конечно, прискорбно, что писатели такой величины как Валентин Григорьевич Распутин, как Виктор Астафьев и довольно многие другие крупнейшие писатели, уходили из жизни с такой горечью. Может, это вообще настроение пожилых людей – думать, что после них ничего уже не будет.

Но я с ними не согласен. Россию много раз уже хоронили, но всякий раз она каким-то образом она вновь становилась огромной и сильной.

И нынешний кризис обязательно должен вывести Россию на какой-то новый уровень.

-- Есть ли у вас мечты экранизировать свои книги?

- Естественно, как любой автор я об этом мечтаю. Другое дело, что из этого получится. Некоторые фильмы делают литературное произведение бестселлером, а некоторые наоборот убивают.

-- В конце прошлого года вышел сборник "Большая книга победителей", в нем опубликованы рассказы или статьи всех лауреатов премии. Вы выступили в ней с критичной статьей в адрес писателя Быкова. Почему?

-- Начну с того, что "Большая книга победителей" - это редкая книга, где собраны первоклассные писатели. Раньше подобные литературные сборники называли "братскими могилами". Сейчас, напротив, они очень популярны.

Потому что писателей нынче много, все охватить невозможно, и большинство читателей открывает для себя авторов именно по публикациям в журналах или коллективных сборниках. Логика простая - если автор понравился, начинаешь искать его книги в магазинах.

Что касается Дмитрия Быкова -- мне лично он очень нравится и как писатель, и как литературный критик, несмотря даже на то, что его оценки часто бывают провокационными и время от времени он хоронит русскую литературу.

Так вот в упомянутом выше сборнике у Быкова опубликован рассказ под названием "Жалобная книга", где он в стебной манере показывает трагические события на Юго-Востоке Украины. Мало того, что трагические вести оттуда не прекращаются, мне вообще такая игровая манера по отношению к современной действительности кажется не совсем правильной и этичной.

Он, конечно, мастер Дмитрий Быков, но в этом рассказе как-то перегнул палку.

-- Как бы вы назвали период, который сейчас переживает современная русская литература?

-- Я лично представитель достаточно размытого направления под названием новый реализм. Это реализм, который впитал в себя натурализм, а также французский, русский и американский андеграунд.

Думаю, что постмодернистские течения в нашей литературе будут все менее и менее востребованы, детективы тоже (во всяком случае в том виде, в котором они сейчас пишутся). А реализм однозначно возвращается.

В каждой стране есть проблемы

...Один из самых интересных вопросов Роману Сенчину задала школьная учительница. По окончании вечера писатель наградил ее своей книгой.

-- Очень многие ваши ровесники выехали из бывшего СССР. Считаете ли вы свое поколение выпавшим из истории России? Есть ли у вас вера в силу, разум и патриотизм простых россиян вашего поколения?

- Начну с того, что вера у меня, конечно, есть, и в 90-е ее было гораздо меньше, потому что люди были настолько надломлены, что казалось, сейчас все разбредутся, и сгинут в неизвестности. По крайней мере в русской глубинке происходили страшные процессы. Я из армии пришел в декабре 91-го. Приехал в тогдашний Ленинград и он мне показался как в стихах Ольги Бертгольц – серый, мрачный, со скрюченными людьми. Страшная была атмосфера.

Сегодня Россия совсем другая, она выкарабкивается из того былого состояния, люди нашли в себе силы продолжить жить – в российских городах очень много рождается детей.

В мире нет ни одной страны, которая обходилась бы без проблем. Я, например, всегда считал Швейцарию эталоном благополучия. А недавно побывал там, и был поражен, узнав, что у них там множество серьезных проблем, которые для жителей являются кризисом...

Да, мое поколение, конечно, живет с надломом в душе. Мы те люди, кто взрослел при одном строе, а жить стал совсем при другом. Мы стали свидетелями того, как наши комсорги становились бизнесменами или бандитами. Лично на меня, как на человека, который не вступал в комсомол по причине того, что считал себя недостойным столь гордого звания, все это производило шоковое впечатление.

Но тем не менее в литературе, театральной режиссуре, кинематографе, экономике постоянно возникают новые имена, и многие из них именно 71-го, 73-го, 74-го года рождения. То есть наше поколение что-то делает. Может, оно просто немножко дольше находилось в какой-то прострации. Поколение рожденных в 80-е, конечно, нас обогнало.

-- Что вас сегодня радует, а что огорчает?

-- Стабильности нет! (смеется) Каждый день такие ужасные новости передают, что немудрено впасть в уныние. Но с другой стороны, посмотришь, столько всего замечательного вокруг происходит! Какие открытия ученые делают в той же медицине, сколько всего нового и интересного изобретают, строят…. Когда младшая дочка пятерки в школе получает – для меня тоже радость!

Что и кого читать?

Рекомендации Романа Сенчина

-- В мой личный "золотой книжный фонд" в первую очередь входит Антон Павлович Чехов. Чем старше становлюсь, тем более безжалостным по своей правдивости автором он мне кажется. В юности мне казалось, что все его книги не про нас, а сейчас напротив понимаю, что времена меняются, а чеховские герои – это мы с вами, продолжаем жить…

Из современных авторов всем советую познакомиться с такими авторами, как Александр Терехов, Сергей Самсонов, Илья Кочергин, Михаил Тарковский, Анна Андронова, Дмитрий Данилов, Дмитрий Новиков, Денис Гуцко, Андрей Рубанов, Анна Козлова, Ирина Мамаева.

Наталья ЗАХАРЬЯТ.

 

Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка

«Схема Долиной» — латвийский вариант: пять человек за декабрь остались без квартир (ВИДЕО)

Элвис Страздиньш, ИТ-специалист и инженер программного обеспечения, часто публикует в интернете ролики, в которых рассказывает о мошеннических схемах и способах отъёма денег у населения. 

Элвис Страздиньш, ИТ-специалист и инженер программного обеспечения, часто публикует в интернете ролики, в которых рассказывает о мошеннических схемах и способах отъёма денег у населения. 

Читать
Загрузка

Хоть что-то стабильное — мороз и солнце: местами ожидается -20 градусов и ниже

Согласно прогнозам латвийских метеорологов, на следующей неделе солнце из облаков будет выглядывать часто. 

Согласно прогнозам латвийских метеорологов, на следующей неделе солнце из облаков будет выглядывать часто. 

Читать

Немцы сдали назад: солдаты Бундесвера внезапно покинули Гренландию; а что с Латвией?

15 немецких военных с контр-адмиралом Штефаном Паули во главе, прибывшие на помощь Гренландии, 18 января, в воскресенье, покинули остров, пишет Bild. Солдаты пробыли на острове всего 44 часа. Латвию в Гренландию вообще не позвали.
 
По информации Bild, приказ из Берлина о возвращении пришёл рано утром, все встречи и мероприятия были срочно отменены. Никаких официальных объяснений не было: солдатам просто приказали покинуть остров.

15 немецких военных с контр-адмиралом Штефаном Паули во главе, прибывшие на помощь Гренландии, 18 января, в воскресенье, покинули остров, пишет Bild. Солдаты пробыли на острове всего 44 часа. Латвию в Гренландию вообще не позвали.
 
По информации Bild, приказ из Берлина о возвращении пришёл рано утром, все встречи и мероприятия были срочно отменены. Никаких официальных объяснений не было: солдатам просто приказали покинуть остров.

Читать

«А вы продолжайте жертвовать на больных детей»: в интернете возмущены безумными тратами

В Латвии за 30 миллионов евро создадут Центр единого здоровья для раннего выявления пандемий и кризисов в здравоохранении. Задумка вроде бы и неплохая, но публику в интернете эта новость взбесила.

В Латвии за 30 миллионов евро создадут Центр единого здоровья для раннего выявления пандемий и кризисов в здравоохранении. Задумка вроде бы и неплохая, но публику в интернете эта новость взбесила.

Читать

Шуваев: задача моего поколения — оставить советское наследие в прошлом

С депутатом Сейма и специалистом по социальной антропологии Андрисом Шуваевым в программе Латвийского радио Brīvības bulvāris побеседовал ведущий Гинтс Грубе. Беседа получилась очень длинной, но некоторые её фрагменты определённо заслуживают ознакомления с ними.

С депутатом Сейма и специалистом по социальной антропологии Андрисом Шуваевым в программе Латвийского радио Brīvības bulvāris побеседовал ведущий Гинтс Грубе. Беседа получилась очень длинной, но некоторые её фрагменты определённо заслуживают ознакомления с ними.

Читать

Апинис: я категорически против торговли лекарствами в магазинах и на заправках

Правительство к 14 января согласовало план действий для поддержки торговой отрасли, в которое вписало следующее: "Создать правовые рамки для того, чтобы в малонаселённых местах в точках розничной торговли можно было продавать безрецептурные медикаменты согласно разработанному Минздравом списку разрешённых медикаментов, подлежащих реализации". На самом деле это скрытая попытка отдать торговлю лекарствами супермаркетам и бензоколонкам, пишет врач и телеведущий Петерис Апинис на портале Delfi.lv.

Правительство к 14 января согласовало план действий для поддержки торговой отрасли, в которое вписало следующее: "Создать правовые рамки для того, чтобы в малонаселённых местах в точках розничной торговли можно было продавать безрецептурные медикаменты согласно разработанному Минздравом списку разрешённых медикаментов, подлежащих реализации". На самом деле это скрытая попытка отдать торговлю лекарствами супермаркетам и бензоколонкам, пишет врач и телеведущий Петерис Апинис на портале Delfi.lv.

Читать

Для мотивации работников в прошлом году выплачено премий на 9,6 миллиона евро; у кого больше?

В прошедшем году правительство много рассуждало о том, где бы сэкономить. Но, если собрать воедино данные от всех 14 министерств, приходится сделать вывод, что премий, денежных наград и доплат в госаппарате режим экономии не коснулся. На это потрачено 9,6 миллиона евро. Впрочем, в разных ведомствах ситуация разная, сообщает портал TV3 Ziņas.

В прошедшем году правительство много рассуждало о том, где бы сэкономить. Но, если собрать воедино данные от всех 14 министерств, приходится сделать вывод, что премий, денежных наград и доплат в госаппарате режим экономии не коснулся. На это потрачено 9,6 миллиона евро. Впрочем, в разных ведомствах ситуация разная, сообщает портал TV3 Ziņas.

Читать