Суммы инвестиций в рамках этого соглашения невелики в контексте мировой экономики, но перспективный оборот наличности в порту будет исчисляться десятками миллиардов долларов. Понятно также, что Россия-агрессор может возлагать большие надежды на порт Чабахар, для которого модернизированный порт в дружественном Иране на берегу Индийского океана станет удобным вариантом экспорта. Не говорится и о том, что это будут товары, подпадающие под международные санкции, поскольку западные институты не смогут ничего там контролировать. Россия сможет выйти на мировые рынки даже из Мурманска, через Волгу, Каспийское море и далее в Индийский океан.
Две страны начали переговоры по проекту еще в 2003 году, но шквал санкций США против Ирана помешал реальному прогрессу. Тегеран и Дели возобновили переговоры после того, как Вашингтон ослабил санкции в рамках иранской ядерной сделки 2015 года.
США уже начинают угрожать Индии
Это вызвало обеспокоенность в США, которые не перестают считать Иран террористическим государством и продолжают вводить против него санкции.
Недавняя катастрофа вертолета, в которой погибли президент Ирана Ибрагим Раиси и несколько высокопоставленных чиновников, включая министра иностранных дел, не означает, что курс страны на международной арене изменится хоть на йоту. Президент - вторая по значимости фигура, но главный глава государства - духовный лидер, аятолла Али Хаменеи, который до сих пор скорее жив, чем здравствует.
В ответ на ирано-индийскую сделку представитель Госдепартамента США Ведант Патель заявил: «Любая организация, рассматривающая возможность ведения бизнеса с Ираном, должна осознавать потенциальный риск, которому она может подвергнуться, и потенциальный риск санкций».
Тем временем индийские власти пытаются разрядить напряженность: в среду министр иностранных дел Субрахманьям Джайшанкар заявил журналистам, что Дели «донесет до США преимущества соглашения» и призовет другие страны не относиться к сделке свысока.
С точки зрения Индии, иранская сделка имеет отличные перспективы, поскольку она сможет конкурировать с Пакистаном, вековым противником Индии и иногда врагом, когда на границе между двумя странами вспыхивают вооруженные конфликты. Порт Гвадар в Пакистане находится всего в 171 километре от Чабахара в Иране.
Индия также имеет общие интересы с террористическим государством Россия, с которым у нее большой товарооборот - например, в 2022 году торговля минеральными продуктами составила 34,1 миллиарда долларов США. Торговля химической продукцией, драгоценными металлами и продовольствием также исчисляется миллиардами. В декабре прошлого года объем торговли между двумя странами впервые превысил отметку в 50 миллиардов долларов. В 2023 году объем торговли между Индией и Россией достигнет рекордных 65 миллиардов долларов.
Однако торговля ведется не без оглядки на США, которые являются важнейшим партнером Индии. США закрывают глаза на действия Индии, потому что не хотят, чтобы мировой рынок нефти рухнул, если вдруг в один прекрасный день из России не поступит ни капли нефти. Сейчас Индия буквально доит Россию, пользуясь ситуацией в своих интересах, покупая российское топливо по дешевке и расплачиваясь за него своей собственной валютой - рупией.
Однако переход Индии к сотрудничеству с Ираном вызывает серьезную озабоченность Америки.
Он не может не беспокоить также Европейский союз, Латвию и Украину, потому что современный порт в Иране укрепит экономику России. Ряд экспертов по внешней политике, опрошенных «nra.lv», ничего не слышали о новом индийско-иранском соглашении и воздержались от комментариев, но руководитель программы исследований Ближнего Востока Латвийского института внешней политики Синтия Брока откликнулась. На вопрос о том, что означает для Украины, ЕС, Латвии, если российские товары, возможно, и подпадающие под санкции, также будут проходить через порт Чабахар, она ответила, что пока нет четкого ответа, поскольку профиль товаров и страны происхождения еще не ясны и требуют согласования: «Но учитывая отношения Индии с США, я не предвижу сценария, при котором Индия проигнорирует позицию США».