«Каждую новогоднюю ночь, как только в Москве наступает полночь, под окнами моей рижской квартиры начинают громыхать пиротехнические ракеты, а в небе расцветать папоротниками салюты, - пишет Агрис Лиепиньш в «Латвияс авизе».
И каждый раз я четко сознаю, что мы решили жить с чужими людишками (ļautiņiem), с другим менталитетом и традициями. Нечто созвучное своим ощущениям я нашел в книге Анны Бригадере «Железный кулак». Речь в ней идет о событиях в Латвии в 1917-18 гг., когда в Ригу вошли немецкие кайзеровские войска. Это рассказ о страданиях латышей, о том, как до позднего вечера по улицам Риги в приподнятом настроении прогуливалась неметчина, а о латышах презрительно говорили: «Все ликуют, все тронуты, и только этот крестьянский народ ходит стиснув зубы».
Как в нынешнюю Новогоднюю ночь актуально звучат написанные сто лет назад строки: «Рига? Рига полна людьми, которые в Латвии только для того, чтобы снять сливки, и которым никогда не было дела ни до народа, ни до его судьбы. В эту эпоху испытаний по настоящему можно было почувствовать, как несчастна эта земля, жителей которой не объединяет общее горе и общая радость. Какими бесчеловечными оказались наши сограждане, ликующие при виде чужаков». Чужаки теперь другие, но отношение – то же самое.
Агрис Лиепиньш.
Желание наших сограждан видеть Латвию российской провинцией с каждым годом становится все более угнетающим. В конце года Риге заговорили прямо – Новый год нужно встречать по московскому времени под речь президента России! Циничное бесстыдство прикрывалось заботой о туристах из соседней страны, чтобы могущественные гости в Латвии чувствовали себя как дома. А часиком позже можете, если хотите, послушать и речь местного президента.
Ложь! Это делается для того, чтобы крестьянский народ понял – здесь установлено российское информационное пространство, Латвия – земля, принадлежащая русскому миру! Чтобы чужаки могли сказать – все ликуют, все тронуты, только этот крестьянский народ ходит со стиснутыми зубами.
Услышав, что в принадлежащем Рижской думе Доме Черноголовых новый год будут встречать по московскому времени, в глубоком благоговении слушая речь Путина, я сначала подумал – ну, это отдельный случай, вынянченный рижским мэром, так алчущим любви России. Но узнав, что аналогичная акция запланирована и в Замке света, я понял – это тщательно продуманная и спланированная акция. Выбраны самые значимые места нашего государства. Замок света – хранилище латышских духовных ценностей, в свою очередь Дом Черноголовых еще недавно был резиденцией президента. Речь Путина должна была «окурить ладаном» помещение, изгнав их него нечистый дух.
План Ушакова удался наполовину, потому что владельцы Замка света, почувствовав общественное негодование, от мероприятия отказались. А почему Рижская дума внезапно согласилась праздновать по московскому времени? Нет, она и раньше хотела, но откуда именно теперь такая смелость? Слушаю новости: президент США Трамп собирается включить в состав администрации достигшего преклонных лет политика, чьи звездных годы пришлись на 1980-е. Задачей этого господина будет улучшить отношения между США и Россией, а способ, которым этого можно достичь, давно известен. России нужно позволить сохранить влияние в бывших советских республиках».
К критике данного новогоднего мероприятия присоединилась и Diena. В ней Роман Мельник пишет: «То, что многие салютные ракеты выстреливаются уже в 23:00 — сразу после того, как сыграли свою мелодию кремлёвские куранты — как обычно, большую часть граждан Латвии, бесспорно, это тревожит, потому что символически напоминает о периоде советской оккупации".
Комментарий press.lv:
В одном можем согласиться с г-ном Лиепиньшем (точнее, с Анной Бригадере): "...как несчастна эта земля, жителей которой не объединяет общее горе и общая радость".
Одно уточнение: пожалуй, никто в этой стране не сделал больше для того, чтобы нас не объединяли общее горе и общая радость, чем сотрудники "Латвияс авизе".
Рисунок: Эрик Ошс.