Рост теневой экономики
Удельный вес теневой экономики в 2018 году составил 24,2%, а в 2019 году – 23,9%.
Саука отметил, что тенденция, к сожалению, не является положительной – теневая экономика во всех странах Балтии растет, причем в Латвии больше, чем у соседей. В целом с 2012 года Латвии не удалось существенно уменьшить теневую экономику.
Основной причиной специалисты называют неопределенность пандемии, а также изменения в налогообложении.
На ситуацию 2020 года повлияли и тенденции предыдущих лет. «Экономика циклична. И когда экономика растет и становится лучше, предпринимателям как бы нужно захотеть и больше платить налогов, обычно мы ожидаем, что теневая экономика уменьшится. Если посмотреть на тенденции, теневая экономика существенно не уменьшилась. Теперь, когда существует большая неопределенность, ее рост закономерен», – заявил Саука.
Он также прогнозирует, что теневая экономика увеличится и в последующие два года.
Зарплаты в конвертах
Большая проблема связана с зарплатами в конвертах. «Они в целом и являются основным двигателем для теневой экономики в Латвии. Половина теневой экономики – это зарплата в конвертах», – указал Саука. В 2020 году такие невидимые зарплаты в Латвии выросли примерно на один процентный пункт – от 22,3% до 23,5%.
«Это означает, что реально люди получают в среднем почти на четвертую часть больше, чем статистически мы это видим», – сказал Саука.
Рост зарплат в конвертах наблюдается в Литве и Эстонии, но в целом меньше, чем в нашей стране. «Размер зарплат в конвертах объясняет, почему теневая экономика в Латвии значительно выше, чем в соседних странах», – добавил эксперт.
Удовлетворенность работой СГД
Председатель правления Латвийской торгово-промышленной камеры Янис Эндзиньш в интервью LTV рассказал об оценке предпринимателями работы Службы государственных доходов (СГД). В 2014 году удовлетворенность работой СГД была лучшей в странах Балтии, но динамика последних лет является негативной. В целом, оценка сравнительно хорошая – по пятибалльной системе составляет 3,76.
Комментируя тенденции теневой экономики, Эндзиньш отметил, что в последние десять лет динамика в стагнации. Он отметил, что в некоторых позициях ситуация не ухудшилась, и напомнил, что исторически отрасли строительства и общественного питания показывали самый высокий удельный вес теневой экономики.