-Кто сказал, что в СССР не было секса! Был, да еще какой! Я начинал врачебную карьеру венерологом, поэтому не понаслышке знаю всю подноготную, - делится знаниями с press.lv известный рижский сексопатолог с 40-летним стажем Лев Бахир. И сравнивает ситуацию с нынешней...
Доктор Бахир вспоминает, как молодым еще специалистом читал в Прейльском районе лекцию вступающим в брак парням. И вдруг не понял: смеются. Оказалось, оплодотворение он все время называл заражением. Сказывалась профессиональная деформация!
-Молодым специалистом мне «повезло» застать эпидемию венерических заболеваний середины 70-х, я работал тогда в Республиканском вендиспансере и знаю, что сексом народ занимался весьма активно. Было много больных, много сифилиса, про гонорею я вообще не говорю.
Было много интересной работы, но из Большой венерологии я все же ушел. Не смог примириться с репрессивным подходом в лечении.
При диспансерах были опергруппы, которые на машинах ездили по домам и вылавливали больных. Мне это не нравилось. Хотя определенный резон в этом был: повестку ж присылали — человек не приходил. Но потому что боялся огласки — даже на работу сообщали о болезнях.
- Почему же сами лечиться не шли?
- Это все считалось дурными болезнями, социальными. Как бы от недостойного уровня жизни. Их стыдились. Хотя культуры предохранения, пропаганды, в обществе в целом тоже не было.
Сейчас все едва не с пеленок знают о разных способах контрацепции, и то попадаются экстремалы, которые даже с проститутками не предохраняются. Испытывают судьбу.
Вместо любви - идеология
- Но сейчас те болезни, говорят, лечатся в течение нескольких дней.
- Да, хотя появились, например, штаммы гонококков, устойчивые к антибиотикам. Гонорея и раньше лечилась хорошо - буквально за день - но у тех, кто вовремя приходил к врачу.
По идее, с венерическим проблемами можно было легко справиться безо всякой «идеологии», если бы заразными заболеваниями с кожными проявлениями занимались инфекционисты, остальными — урологи и гинекологи. Пациенты спокойно бы шли каждый к своему врачу.
-Одно время вы работали в курортной поликлинике Юрмалы - вот где, должно быть, бурлила венерологическая жизнь!
- Наоборот. Тишайшее было место. Ведь инфекция проявляет себя не сразу, пока еще пройдет инкубационный период...Курортники его весело проживали, а болезни увозили с собой.
Курортная жизнь — она расслабляет. У меня была пациентка, сама врач, верная супруга. Один лишь раз, рассказывала, поддалась искушению и подцепила заразу. От страха напилась антибиотиков, какие только нашла и у нее начался дисбактериоз. Его и лечила.
Очень большой был страх у людей перед этими болезнями, репрессивный подход все портил. Поэтому я переквалифицировался сначала в урологи, а затем в сексопатолога - благо, в те времена учеба поощрялась. Гнали даже силком повышать квалификацию на три- шесть месяцев - обычное дело. Сейчас учеба - дело индивидуальное, стоит она дорого и мало кому из врачей по карману.
Запрет греху не помеха
- Венерологические болезни цвели тогда во всем мире или только в СССР?
- Везде было примерно одинаково, просто у нас лечение сдвигалось по времени. Из-за того, что пропаганда предохранения медленнее доходила и людей держали в страхе. Замалчивание болезней здорово вредило.
Это как с абортами: если их запретить, ситуация ухудшится. Абортов, может, больше и не станет, станет больше смертей. Потому что все равно женщины будут их делать, но непонятно у кого и в каких условиях.
Взять Китай - у них коррупционеров расстреливают. И каждый год. То есть, меньше их не становится.
Запретить половую жизнь - это самый надежный способ профилактики и предохранения заболеваний, но совершенно нереальный.
- А взять разного рода извращения — могут запреты от них удержать?
- Запреты создают условия, при которых некомфортно реализовывать свои желания. Взять геев — тогда признаться в нетрадиционной ориентации было немыслимо. Скажем, лежали больные сифилисом в диспансере (их там держали месяцами), старостами палат нередко назначались геи, вычисляя их по общим признакам — повышенной чистоплотности и прочим тонкостям. Геев, может, было не меньше, чем сейчас, но они были подавлены.
- Сейчас говорят об огромном интересе мужчин к педофильным сайтам. Что это — извращение или обычное любопытство?
- Педофил педофилу рознь. Одно дело, мужчина перепробовал разные виды секса, всем пресытился и решил испробовать что-то новенькое. Тогда он извращенец, но здоровый. И несет за сексуальное использование детей уголовную ответственность.
А если он может испытывать удовлетворение только с детьми - тогда не извращенец, а больной. Вот и выбирай, что лучше - сидеть в тюрьме или лечиться в психбольнице.
Геи тоже хотят внуков
- Как ни крути, выходит, педофил в любом случае извращенец, а сторонники однополой любви несут какую-то угрозу традиционному обществу?
- Своим выходом из подполья гомосексуалисты шокировали общество, это да. И начинают бесить его своими гей-парадами. Но я даже больше не понимаю эту вторую часть общества, которая бесится по этому поводу. Ну, какое вам дело, что они ходят по городу разукрашенными — не ходите и не смотрите на них.
- Так ведь за детей боятся. Что они примут однополые отношения за норму.
- Есть ковбойская поговорка: можно коня завести в реку, но нельзя заставить его пить из неё.
Если в юном возрасте человека начать целенаправленно совращать, то у него могут начать развиваться определенные условные рефлексы. Но может развиться и другое - серьезная психическая травма, например. Неприятие происходящего.
- Но в целом может раннее сексуальное воспитание в школах навязывать детям извращенные модели сексуального поведения и понимания полов?
- Представьте, в саду висят зеленые яблочки. Их можно срывать и есть, но будет ли это вкусно? Так и здесь. До определенного возраста, подросткового, не следует педалировать вопросы секса. Не нужно форсировать преждевременное половое созревание - оно не приведет ни к чему хорошему, потому что организм к этому не готов.
Можно развить искусственный интерес - начнется ранняя мастурбация, и зачем? А вот когда уже у подростков начинает кровь с гормонами бурлить, тогда и нужно давать информацию.
- В чем большинство видит угрозы однополых браков — что дети могут воспринимать их за модель нормальной семьи. И эти семьи будут «размножаться».
- Одного решения на всех тут нет, но мне кажется, геям, взявшим на воспитание детей, по большому счету не выгодно «обращать их в свою веру». Им же хочется, чтоб ребенок вырос, женился, оставил им внуков. Иначе они останутся в прежнем состоянии.
Природу сексом не обманешь
- Но дети же принимают за норму ту модель семьи, в которой живут. Разве нет?
- Нет. Наступает период, когда в детях просыпается тяга к сексу сама по себе. Как в любом живом существе. Это заложено программой от природы. Она располагает его к существу противоположного пола просто потому, что
всем жизненным процессом управляет главная цель: продолжение рода. А это возможно только с существом противоположного пола. Отсюда влечение мужчин к женщинам и наоборот.
Эта программа может сбиться, но у большинства она направляется чистой физиологией. Те же транссексуалы терпят глубокие муки оттого, что осознанное ощущение принадлежности себя к одному полу находится в противоречии с помещением его в телесную оболочку противоположного пола. Очень болезненно идти против природы.
Таблетки вместо счастья
- Еще немного, и однополые пары смогут заводить детей без помощников противоположного пола - благодаря современным технологиям. Значит ли это, что в сексе отомрет важность репродуктивность функции, останется только удовольствие?
- Боюсь, благодаря биотехнологиям, скоро люди научатся вообще жить без секса. Ведь какие у него составляющие: репродуктивная функция (уже отходит на второй план), физиологическая — устранение напряжения (тоже вполне заменима), коммуникативная (поддержание отношений) и гедоническая — получение удовольствия. Любая составляющая теперь может быть заменена. Что до удовольствия - фантасты давно описывали, как таблетка будет заменять сексуальное удовлетворение.
И никаких хлопот, подобных тем, что описаны в старом английском анекдоте:
«Англичанин сидит, читает утреннюю газету. Жена: «Сэр, слухи о моей беременности оказались ложными».
- О Господи! Опять эти нелепые телодвижения!
Проституция как меньшее зло
- На вашем опыте, какая сексуальная проблема больше всего мешает жить нашим семья счастливо?
-Пожалуй, несоответствие друг другу на разных уровнях. Несовпадение ожиданий и понимания одних и тех же вещей. Очень много женщин страдает от нехватки мужского внимания. Отсюда болезни, разводы, убийства — что угодно. Для одного секс — постыдный грех, для другого — мощная потребность. Поэтому я сторонник института проституции. По большому счету он укрепляет брак.
- Неожиданно — в чем же польза?
- Во-первых, многие мужчины не будут находиться в том напряжении, в котором сегодня находятся из-за того, что их жены не готовы к сексу в нужный для них момент.
Во-вторых, жены начнут себя иначе чувствовать, если будут знать о законном запасном варианте. И поведение их во многом изменится.
Никто не говорит, что институт проституции хорош, но он необходим как меньшее зло. Сейчас мужчина идет к продажной женщине как шпион на встречу с тайным агентом, крадучись, испытывая чувство неловкости.
А так будет идти спокойно — за удовлетворением основной потребности. Женщин, кстати, тоже касается — я против биологического неравноправия.
Законы жизни не отменишь
- Как вам поветрие последних лет, когда молодые мужчины женятся на женщинах в возрасте, детей заводят? Технологии уже обманывают природу?
- Дело не в возрасте — опять же, в биологической программе. Мужчины испокон веков женились на молоденьких, и это никого не удивляло. Обратный вариант не распространялся потому, что женщине в силу природы трудно было родить после 40. И значит, проблема упиралась наследников.
Теперь возраст особой роли не играет, а со временем дети смогут рождаться вообще без родителей. И разница в возрасте между супругами решающей роли не играет.
- Влияет ли как-то на сексуальное развитие слишком долгий учебный процесс? Выпускники школ в возрасте 18-19 лет все больше страдают инфантилизмом.
- Чем бы они ни страдали, а физиологически созревают в строго запланированное природой время. Вот и становятся мамочками уже в школе. Законы жизни отменить не так просто.
- Возвращаясь к проституткам, принято считать, что они, как правило, жертвы обстоятельств. Что показывает ваш опыт?
- Ну, для борьбы с бедностью каждый выбирает свой способ — один пойдет пол мыть, другой — мужчин обслуживать. Это все зависит от возможностей и способностей. Представьте, у человека хороший голос — грех им не пользоваться. А если у женщины хорошие внешние данные, она нравится мужчинам и тяготеет к развлечениям — она этим пользуется. Исследований я не проводил, а сложность врачебной профессии заключается в том, что не мы выбираем пациентов, а они нас. Слушаем то, что рассказывают.
Порно - это медленная смерть. Сексуальная
- Насколько наши люди в массе сексуально образованны?
- Это глубоко индивидуально. Литературы много, но само по себе это ничего не значит. Гораздо проще включить компьютер и думать, что порно — это ликбез. Многих это губит, потому что пристрастие к просмотру порнографии серьезно вредит здоровью. Визуальная картинка настолько ярче фантазий, что добиться удовлетворения в реальной жизни таким людям потом становится все сложнее.
Если пристраститься к порно в подростковом возрасте, это наверняка вызовет и психические отклонения, и сексуальные расстройства. Рефлекс срабатывает не на живых людей, не на настоящие ощущения, запахи, а на картинки.
Думай о другом, и все получится
- Можно ли с первых встреч в постели распознать, насколько тебе подходит партнер в сексе?
- Идеально, как в фильмах, в жизни бывает редко. Как правило, нужно время для того, чтобы узнать человека. Что значит первая встреча — оба стараются произвести друг на друга какое-то впечатление. Возможно, даже производят, а потом жизнь все расставляет по местам.
Чаще всего приходится искать компромиссы, в том числе, и сексуальные. У каждого ведь свой жизненный и сексуальный опыт, свои привычки и предпочтения.
Главное в сексе - альтруистическое начало. Хотя встречаются и садизм, и мазохизм, но в целом главное - доставить удовольствие партнеру. Если это обоюдное желание, то все складывается замечательно.
Если каждый думает о другом, то хорошо становится обоим. А если человек напряженно ждет удовлетворения, то, скорей всего, он его не получит. Половая функция — она ведь животного происхождения. Мысли там оказываются лишними.
Что часто вредит мужчинам — стремление всегда быть на пике. Но это совершенно нереально. Сегодня нет того удовольствия, а завтра может быть.
Физиология измены не прощает
- Как отличить отклонение от нормы, когда барьеров уже практически не существует. Где понять, что ты серый и необразованный, а где — просто неприятные ощущения?
- Вот ощущения и есть главное. Вас могут долго убеждать в том, что это будет здорово, и вы даже можете попробовать, но если вам неприятно — это главный показатель, на который нужно ориентироваться.
Дело даже не в норме — в индивидуальном комфорте. В конце концов, ваш партнер не единственный мужчина (или женщина) на земле, почему бы не найти того, с кем вам приятнее.
Жизнь такая короткая — какой смысл проводить ее в мучениях. Отсюда, кстати, и семейные неурядицы. Если сексуальный дискомфорт не компенсируется чем-то, семья распадается.
Бывает, люди спасаются побочными интересами - кто-то на работе горит, кто-то - по хозяйству. При помощи той же проституции можно поддерживать компромисс. Тут каждый выбирает по себе. Переделать человека нельзя. Там и физиология задействована, и психология, и разум.
- Насколько крепки такие отношения, когда один из супругов начинается регулярно спасаться на стороне?
- Смотря какая цель у отношений. По большому счету, смысла в них мало. Можно изображать красивую пару на людях, но на здоровье это сказывается обратным образом. Постоянно изображать можно на сцене, но там люди играют чужую жизнь, а тут свою — как правило, для организма это бесследно не проходит.
Елена СЛЮСАРЕВА