В моей коллекции есть открытка: через Железнодорожный мост, украшенный государственными имперскими триколорами, проезжает первый поезд. Это было в апреле 1914 года – почти 105 лет назад.
Первый Железнодорожный мост через Даугаву открыли в 1873 году, а в 1909–м приступили к строительству второго, получившего официальное название — Новый железнодорожный мост. Строить решили по соседству с первым – такой же протяженности.
Сегодня подобный сюжет вызвал бы подозрения: ага, власти решили «распилить» сотни миллионов. Но тогда «рулевые» на первый план выдвигали интересы жителей. Старый мост был одноколейным. К тому же поезда в направлении Рижского взморья и Берлина отправлялись не с главного пассажирского вокзала – Рига–1, а со второго — Тукумского, с улицы 13 Января.
Возведение Нового железнодорожного моста стало одним из этапов грандиозной реконструкции всего Рижского железнодорожного узла. В ходе нее все пассажирское сообщение уходило на главный вокзал, были построены новые бетонные виадуки, которые и сегодня в строю: над улицами Гоголя, Прагас, Алтонавас… Проектировали мост инженер Петр Николаевич Воознесенский и архитектор Эрнест Иванович Жибер, фермы изготавливали в Варшаве, опоры – в Риге. Последние, между прочим, созданы из калнциемского известняка.
Работы продолжались шесть лет, и открыть новый мост успели за несколько месяцев до Первой мировой войны. Мост покоился на десяти опорах, насчитывал восемь пролетов. Он стал одним из первых в России с двумя железнодорожными колеями. Другая особенность — подъемный механизм. Пролеты поднимались с помощью двух электромоторов. Грузовые суда ходили тогда по всей Даугаве, а не только до нынешнего порта, поэтому и нужен был именно разводной мост.
Строительство финансировало государство: 3 миллиона рублей. С управлением Риго–Орловской железной дороги был заключен договор о том, что после завершения работ к ним переходит старый мост – за 1 миллион рублей. Однако грянувшая война помешала планам.
На долю Нового железнодорожного моста выпало немало испытаний: его трижды взрывали. В 1917–м, 1941–м и 1944–м. Первый раз – отступающая 12–я русская армия, второй раз – Красная армия, затем — немцы. Последний взрыв был самым мощным – уничтожил все пролеты. Однако инженерные подразделения Советской армии за полтора месяца навели для железнодорожного сообщения временный мост. В 1950–м его сменил нынешний Железнодорожный, спроектированный в Ленинграде. Он проложен точно там же, где высился мост 1914 года.
Старинная открытка с видом Нового железнодорожного моста считается раритетом. Через несколько месяцев после открытия началась война, и мост запретили фотографировать. К тому же в первозданном виде он простоял всего три года: до сентября 1917–го.
Среди самых известных мостов через Даугаву и Каменный. Его предыстория не менее интересна.
В XVIII столетии на этом месте стоял Наплавной мост, который устанавливали с апреля до 1 ноября. На зиму – разбирали. Но город разрастался, его уже не устраивала временная конструкция.
В 1887 году дума обсуждала несколько вариантов новой переправы через Даугаву, среди них и строительство тоннеля. Предварительные расчеты показали, что тоннель будет на 12% дороже моста, однако у него есть плюсы. Не нужно будет разнимать для судоходства. И все же минусы перевесили.
Эксплуатация была бы слишком дорогой: пришлось бы круглосуточно освещать дорогими керосиновыми фонарями. Зимой – завозить снег. Иначе извозчичьи сани не смогли бы проехать через тоннель. Решили строить мост, о чем градоначальники известили горожан в 1887 году. Проект доверили городскому инженеру Адольфу Ахте.
Новый мост задумали из металлических понтонов. Разместили заказ на заводах Риги и Петербурга. Проект вводили поэтапно – вначале лишь часть звеньев Наплавного моста заменили понтонами. Спустя два года, убедившись в надежности конструкции, городские власти решили продолжить работы и выделили недостающие средства. 27 мая 1896 года Понтонный мост открылся для пешеходов и транспорта. Он покоился на 35 понтонах, протяженность составила 524 метра, ширина – 14.
Судя по старым открыткам, извозчичьи пролетки могли без труда разъехаться на нем. Пешеходы пользовались мостом бесплатно, остальные – за деньги. Носильщик с тележкой выкладывал 5 копеек, извозчик с порожней повозкой и одной лошадью — 6 копеек, груженой – 10, с двумя лошадьми — 20 копеек.
От уплаты освобождались пожарный и военный транспорт, «кареты» медиков, полиция, духовенство.
Деньги шли на эксплуатацию моста, которая была не простой. Лишь один пример: для прохода судов по Даугаве мост открывали – убирали один понтон. Я видел старинную открытку с необычным сюжетом: через открытое звено Понтонного моста буксир проводит судно. С обеих сторон моста — десятки зрителей.
В отличие от предыдущего моста Понтонный служил почти весь год. Его разбирали лишь на время ледохода. В 1915–м, с приближением к городу немцев, понтоны по воде отправили в Эстонию. По дороге разыгрался шторм – конструкции разметало по побережью. В 1917–м вошедшие в Ригу кайзеровцы на прежнем месте проложили деревянный мост – Любекский. Но через несколько лет его разрушило во время ледохода. 24 июня 1924 года на месте старой переправы соорудили временный мост. А в 1931–м на месте этой конструкции появился новый мост – Понтонный. Строили его в Лиепае.
В 1944–м фашисты взорвали мост, но уже через год по нему вновь открылось движение – восстановили советские солдаты.
В 1957–м Понтонный мост «переехал» в район нынешнего Вантового. А на его месте поднялся Октябрьский (ныне Каменный), одетый в гранит и металл.
Спустя еще несколько десятилетий – в 1981–м – над Даугавой поднялся Вантовый мост, а Понтонный был отправлен «на пенсию». Его разобрали и отправили доживать век в Агенскалнскую бухту – напротив Дома печати. Но трудовая жизнь ветерана на этом не закончилась – в середине 1980–х по воде он отправился в Ленинград. Старый мост помог питерцам в сооружении защитной дамбы. В свое время Петербург изготавливал понтоны для рижского моста, пришло время Риге возвратить долг.
В 1990–е витала идея установить на дамбе АВ – напротив гостиницы Rаdisson – один из сохранившихся понтонов. В память об уникальном сооружении и его создателях. Но дальше планов дело не пошло...
Илья ДИМЕНШТЕЙН