Ох, уж и любят наши политики следовать рекомендациям солидных организаций! Всемирный банк - она из таких. Чем же может обернуться введение прогрессивного подоходного налога?
Прогрессивный подоходный налог означает, что к большим доходам применяется и более высокая налоговая ставка.
Какова ситуация с налогами на рабочую силу на данный момент?
При ставке социального налога в 23,59% с работодателя и подоходном налоге в 23%, для того, чтобы работник на руки получил 1000 евро, работодатель в виде налогов должен будет заплатить в бюджет 613,49 евро. Работник с зарплаты заплатит 149,84 евро. Зарплата брутто составит 1427 евро, а общая налоговая нагрузка на работодателя - 43%.
В ЕС самое маленькое отношение налогового бремени к внутреннему валовому продукту зафиксировано в Литве — 27,2% от валового продукта. Чуть больше оно в Болгарии и Латвии. В целом в 2012 году среднее отношение налогового бремени к внутреннему валовому продукту в странах блока составило 39,4%. Самое большое налоговое бремя в 2015 году было в Бельгии - 55,3%.
Однако, если налоговая система "старой Европы" устоялась и доля теневой экономики в ней незначительна, то этого нельзя сказать о Латвии и ее соседях. По данным исследования, проведенного экспертами SSE Riga, в 2015 году объем теневой экономики в Латвии снизился на 2,2% и составил 21,3%. В Эстонии и Литве теневая экономика в 2014 году составила соответственно 13,2% и 12,5% от ВВП. В 2015 году ВВП Латвии в фактических ценах составил 24,376 млрд. евро, доходы консолидированного госбюджета Латвии - 7,25 млрд. евро. Попросту говоря, если бы теневой экономики вообще не было, 1,54 млрд. евро пополнили бы бюджет и государство могло бы направить их на ту же социальную помощь, здравоохранение и зарплаты учителям. По правде говоря, реальный рост экономик стран восточной Европы и бюджеты этих стран сложно прогнозировать хотя бы потому, что на бумаге его можно достичь выходом экономики из тени.
Улучшения сбора налогов и большей социальной справедливости можно достичь разными способами. С одной стороны, можно поднять необлагаемый минимум, который на данный момент составляет всего лишь 75 евро. Меньше будут скрываться доходы. С другой, уменьшить коррупцию и улучшить фискальную дисцплину. Уход от налогов - это только часть теневой экономики. Средства, потраченные на взятки, тоже не падают с неба, а изымаются из той же экономики.
Возвратимся к советам и обещаниям политиков. Ранее Еврокомиссия обнародовала рекомендации для Латвии, советуя снизить налоговое бремя для людей с низким уровнем доходов и улучшить собираемость налогов. К тому же, в последнем докладе о Латвии Международный валютный фонд (МВФ) указал на необходимость проведения структурных реформ и на то, что теневая экономика в Латвии не позволяет реализовать экономический потенциал, создает неравные правила игры в экономике и уменьшает потенциальные доходы бюджета, и призывал продолжать работу, чтобы мотивировать работающих в теневой экономике выйти из серого сектора.
Минфин в мае сего года сообщил, что для снижения налоговой нагрузки для людей с низким уровнем доходов утвержден дифференцированный не облагаемый подоходным налогом минимум, что особенно благоприятно для работающих с низкими зарплатами, так как постепенно он возрастет до 160 евро в месяц к 2020 году.
Сравним с уровнем не облагаемого минимума в Литве - в этом году он был повышен со 166 до 200 евро в месяц, в Эстонии — со 154 до 170 евро. Это говорит не в пользу низкооплачиваемых работников в Латвии, не так ли?
Средняя зарплата (800 евро перед налогообложением), вне зависимости от наличия иждивенцев, приносит ее получателю наибольший "чистый" доход в Эстонии, наименьший — в Латвии. В Латвии доходы этой категории работников уравниваются с уровнем Литвы только при наличии двух иждивенцев в семье. Еще в недавнем прошлом (2 года назад) в равноценной ситуации жители Латвии получали больше литовцев, что весьма явно указывает на более быстрое изменение литовских налогов на рабочую силу в благоприятном для наемных работников направлении.
Уже сейчас высокую зарплату из трех стран Балтии тоже выгоднее всего получать в Эстонии. В сравнении с Латвией и Литвой при той же сумме "на бумаге" доход работника "на руки" будет вплоть до 100 евро в месяц выше, причем независимо от наличия иждивенцев. Это происходит за счет меньшей ставки налога на рабочую силу для работников и фиксированного, относительно высокого необлагаемого минимума.
При этом относительная "скупость" эстонского законодательства по части льгот за иждивенцев с лихвой компенсируется самым щедрым в Балтии семейным пособием, за первых двух детей составляющим 50 евро в месяц, а за третьего и каждого последующего ребенка — 100 евро в месяц.
А что будет с работниками, получающими высокие зарплаты, если Латвия полезет к ним в карман, в то же время не предпринимая никаких реальных мер по борьбе с теневой экономикой? Правильно, те же IT-фирмы, работники которых в среднем получают больше, нежели в среднем труженики других отраслей, перерегистрируются в Эстонии.
Как развернется борьба с коррупцией на фоне заявлений бывшей главы СГД Петерсоне и разоблачений Лембергса? Петерсоне подчеркнула, что в последние годы в разных форматах и на разных уровнях говорится о борьбе с теневой экономикой, но в реальности работа вперед не продвигается, поскольку не хватает воли.
Инесса Розе