«Все это требует большой эмоциональной концентрации, самоконтроля, идти на работу становится все труднее и труднее с каждым днем. Ты живешь в постоянном страхе, тревоге и плаче», — вспоминает о работе в университете в последние годы профессор кафедры фармакологии Санта Пурвиня. Она является уважаемым преподавателем и научным сотрудником среди студентов-медиков и коллег на кафедре. Однако с точки зрения руководства вуза Пурвиня строптивый и потому «неудобный» работник.
Несколько лет назад Пурвиня одним из первых специалистов обратила внимание на недостатки препарата «Ригвир». В конечном итоге «Ригвир» был исключен из списка компенсируемых препаратов.
В 2019 году Пурвиня забила тревогу по поводу того, что имя проректора университета Гунтиса Баха было обнаружено в так называемых «мешках КГБ». Несмотря на скандал, Бах сохранил свою должность, а Пурвиня была допрошена комиссией по этике RSU, и... с тех пор ее жизнь в университете стала невыносимой.
«Методы, вероятно, похожи на те, что когда-то использовал КГБ. Клевета, написание анонимных писем, запугивание», — вспоминает Пурвиня.
Один пример – в системе оценки сотрудников вуза кто-то исказил данные, существенно занизив оценку работы профессора. После ее обращения о проведении дополнительной проверки ошибка была исправлена, но в учреждении отказались расследовать, кто именно допустил фальсификацию данных. Кроме того, работодатель в одностороннем порядке уменьшил ее рабочую нагрузку и, следовательно, зарплату.
Самая большая неприятность для Пурвини состояла в том, что моббинг затронул не только ее, но и ее коллег, и кафедру фармакологии, которую она возглавляла. «Что бы вы ни писали, на какие бы проекты вы не обращались из отдела, ни один проект не будет поддержан. Сколько ни проси у ведомства что-то в бюджете, пусть даже минимальное», — рассказала Пурвиня.
Все происходящее причиняло сотруднику не только дискомфорт, но и проблемы со здоровьем: «депрессия, тревога, комплекс неполноценности».
В сентябре 2020 года решением сената университета Пурвиню на посту заведующей кафедрой сменила Инга Стукена. После выборов было проведено онлайн-собрание в отделе. К нему присоединилась и Пурвиня, которая в то время еще была заведующей кафедрой, но ее отключили от встречи коллег устным распоряжением декана Даце Бандеры. Упомянутая запись встречи есть в распоряжении Латвийского телевидения. Доказать случаи моббинга в суде очень сложно, поэтому в этот раз решающую роль играют документы о сокращении нагрузки и зарплаты, а также запись собрания на платформе Zoom.
Этим летом Рижский окружной суд в своем приговоре пришел к выводу, что в отношении Пурвини применялись неравное обращение и травля. Здесь также постановили, что университет должен выплатить моральную компенсацию в размере 1000 евро. При этом суд отклонил ходатайство о проведении повторных выборов заведующего кафедрой фармакологии. Поэтому и университет, и Пурвиня подали кассационную жалобу, и судебный процесс продолжается.
Ректор унивеhситета Айгар Петерсонс отказался от неоднократных приглашений к интервью по этому делу. А юрист университета Раймонд Осис отверг обвинения Пурвини в моббинге:
«Мы считаем, что для этого нет никаких оснований. В каждом случае будет решать суд. В настоящее время мы не можем ничего комментировать. Это трудовой спор, который может быть рассмотрен на судебном заседании».
В закулисных беседах некоторые представители RSU высказали мнение, что Пурвиня использует судебный процесс для личных целей - в ноябре в университете ожидаются выборы ректора. На эту должность претендуют и нынешний ректор Петерсонс, и Пурвиня. «Я буду до конца честна, скажу в лицо — я этого не отрицаю. Именно поэтому я пришла и пытаюсь претендовать на должность ректора — чтобы запутать это 15-летнее зло, эту сеть», — подчеркнула Пурвиня.
Вердиктом суда довольна и старший юрист Бюро омбудсмена Элина Усиня, которая ежедневно занимается вопросами моббинга. Она надеется, что подобный случай вдохновит других жертв на самозащиту. «Это пример, когда кто-то нашел в себе мужество, не испугался, отстоял свои права и боролся. Это также сигнал и для работодателей».
В офис омбудсмена поступает все больше жалоб на эмоциональное насилие на рабочем месте. Поэтому со следующей недели стартует специальная информационная кампания о моббинге и способах борьбы с ним.