7 декабря в Брянске 14-летняя ученица восьмого класса принесла в гимназию охотничье ружье, взятое у отца, и начала стрелять в одноклассников: один школьник погиб, пятеро пострадали. После этого девочка застрелилась.
По данным Shot и Mash, она подвергалась травле в школе. Помимо этого среди возможных версий случившегося телеграм-каналы также называют конфликт стрелявшей с убитой одноклассницей из-за мальчика.
Трагедия стала первым в России случаем нападения школьницы, повлекшего гибель людей. В тот же день спикер Госдумы Вячеслав Володин и депутат Валерий Гартунг предложили зафиксировать в законе понятие «травля». Заместитель комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова заявила, что уже подготовлен законопроект о профилактике травли в учебных заведениях.
«Новая-Европа» вместе с психологом (он предпочел остаться анонимным из соображений безопасности. — Прим. ред.) разбиралась, как отличить травлю от конфликта, какие причины могли заставить 14-летнюю девочку пойти на шутинг и как уберечь ребенка от буллинга в школе.
— Почему 14-летняя девочка могла решиться на шутинг?
— Не каждый человек, которого травят, доходит до такого состояния. Здесь можно говорить о совокупности предполагаемых факторов: насколько долгим было систематическое преследование? Чем дольше, тем более тяжелые последствия будут для психики. Было ли какое-то общество, где человек, подвергающийся травле, мог получить облегчение, поддержку и принятие? Какая была обстановка в семье? Какие личностные особенности были у этого ребенка?
Шутинг — это акт прижатого к стенке, загнанного в угол человека, который из точки отчаяния собирает свои последние силы и дает таким образом отпор. Там уже нет никаких мыслей о последствиях для себя, для общества. Это чистый выплеск ярости и полное отсутствие эмпатии и сочувствия.
— Чего на самом деле могла хотеть девочка?
— Причины насильственного акта могут быть разными. Это может быть внезапная захваченность аффектом, когда человек не контролирует свои действия, не оценивает последствия и не отдает отчет своим мотивам. Но в Брянске произошла другая история. Шутинг — это достаточно продуманное действие: нужно где-то найти и взять оружие, нужно его спрятать от родственников, продумать план. И тогда мотив однозначно есть, но у каждого он может быть разный. Возможно, это месть, акт отчаяния, желание восстановить справедливость.
— Что такое травля и как ее отличить от простого конфликта?
— У травли есть четкие критерии, которые помогают отличить ее от конфликта или ситуативной грубости. Травля — это систематические, регулярные, повторяющиеся действия, которые делаются против конкретного человека с определенными намерениями. Это преследование или оказание давления с использованием силы. Человек, ставший мишенью травли, страдает и никак не может самостоятельно прервать насильственные действия, так как стороны не равновесны.
В отличие от конфликта, у травли нет причины. Изначально травля могла выйти из конфликта: у сторон возникли разногласия, но в какой-то момент фокус одной стороны сместился не на то, чтобы разрешить конфликт, а на то, чтобы преследовать вторую сторону.
И тогда у второй стороны нет никаких инструментов для того, чтобы это остановить.
Она может или молчать и игнорировать, или дать отпор и сопротивляться. Но ничего не работает, потому что цель того, кто демонстрирует агрессивное поведение, — просто преследовать.
Если конфликт можно разрешить и стороны могут помириться и договориться, то в ситуации травли этой возможности нет. Ее можно остановить только воздействием сверху. Либо агрессивная сторона может самостоятельно решить переключиться на что-то другое.
— Почему люди «травят»?
— Например, существуют исследования, показывающие, что дети, которые подвергаются жестокому или чрезмерно авторитарному обращению внутри семьи либо живут в семье с очень жесткой иерархией, где нет возможности проявить и защитить себя, более склонны к тому, чтобы выступать в школе авторами насильственных актов. Таким образом они либо компенсируют то, что происходит с ними в семье, либо просто воспроизводят это и строят отношения с другими сверстниками из позиции свыше.
Дети, которые сами когда-то подвергались травле, в других коллективах могут выступать в роли авторов насильственных актов, если с ними не прорабатывали этот опыт и не помогали им интегрироваться в общество.
Дети, которые стремятся занять лидерские позиции в коллективе, но не обладают для этого необходимыми навыками коммуникации, также склонны становиться «заводилами» в ситуации травли, потому что такой способ управления группой становится для них единственным понятным и знакомым.
В детском коллективе без руководящего взрослого ситуация травли возникает чаще, так как именно взрослый учит детей регулировать взаимоотношения между собой.
Но ничего из поведения пострадавшей стороны не может быть причиной травли. Действия пострадавшей стороны могут быть неправильными, но как на это отреагировать — это всегда выбор: реагировать насильственным способом или другим, более сложным и долгим.
— Как травля может повлиять на психику ребенка?
— Человек, переживший травлю, может столкнуться с разными негативными последствиями.
Первые — соматические: головные боли, боли в животе, расстройства пищевого поведения как реакция на невозможность сопротивляться насилию. Вторые — психологические: снижение самооценки, уверенности в себе, трудности адаптации в коллективе, замыкание, поиск причин травли в себе. Такой ребенок, возможно, будет постоянно искать человека или коллектив, где с ним будут так же плохо обращаться. Ведь именно эти схемы поведения ему знакомы, и такого человека будет тревожить, если с ним будут вести себя по-другому.
А насильственная форма поведения ему понятна, и он знает, как ей сопротивляться. При самых плохих сценариях у ребенка впоследствии может быть диагностировано расстройство личности, депрессия, у него могут появляться суицидальные мысли или же даже он может предпринять попытки суицида как крайнюю форму агрессии, направленную на себя.
У человека, который проявляет агрессию, может развиться неумение владеть собой, неспособность к контролю, к распознаванию своих чувств, эмоций, а также снижение эмпатии и эмоционального интеллекта. Ему также будет сложно выстраивать взаимоотношения во взрослом возрасте.
— Чем опасна для детей такая атмосфера в школе?
— Не стоит забывать про травму свидетеля. Все, кто наблюдает за травлей со стороны, испытывают схожие последствия, как и пострадавшая сторона. Наблюдатели, которые не разрешают себе отреагировать на увиденное и высказать свою позицию, зачастую усваивают убеждение, что лучше «не высовываться» и и не проявлять себя.
Помимо этого, дети в таком коллективе находятся в постоянном стрессе. Знания в этом случае усваиваются намного хуже.
— Почему взрослые могут не заметить травлю?
— Травля, как любое продолжительное насилие, начинается с мелких вещей. Постепенно их становится всё больше и больше, но, так как всё развивается постепенно, дети и учителя, а также родители воспринимают это как норму и привыкают к этому.
Дети понимают, что они делают что-то не так, и поэтому часто травля происходит не на глазах учителя, а за дверью или в коридоре. И учитель действительно может этого не замечать. Поэтому для него очень важно уметь распознавать, что в коллективе что-то не так в эмоциональном плане. Но педагоги зачастую заняты другой работой и составлением отчетов и отодвигают психологические проблемы на второй план.
— Почему общество игнорирует травлю?
— Общество не учит детей более сложным и долгим путям решения конфликта. У нас нет отдельных курсов, где дети обучались бы навыкам общения в коллективе и разрешения конфликтов.
Чаще всего транслируется культура насилия, где много подавления и где ты в выигрыше, если ты сильнее и быстрее.
Так сложилось исторически. Отчасти это также отголосок патриархальной культуры, потому что как раз в ней всё держится на иерархии, демонстрации силы, власти и способности занять свою позицию в обществе за счет этого.
— Как в таком случае уменьшить негативные последствия травли или избавиться от них? Как обезопасить ребенка в школе?
— Нужно учить детей навыкам коммуникации и умению разрешать конфликты. Также важно уметь идентифицировать травлю и сразу заявлять о ней. Помимо этого, необходимо проводить просветительские мероприятия с учителями и родителями, отрабатывать навыки поведения в ситуации нападения и при угрозе нападения. Такое в школах проводится, однако эти занятия глубоко формальны и дети не получают достаточно знаний. Помимо этого, нужен законопроект о профилактике буллинга в школах, и само понятие травли должно быть закреплено.
— Что же делать семьям тех детей, которые устроили стрельбу?
— Обязательно нужна помощь специалиста, чтобы минимизировать риски посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Происходящее абсолютно превышает все способности психики это пережить.