Для театра этот проект – новинка. В небольшом старинном помещении бывшего склада декораций размером с 50 квадратов всего-то около 30 посадочных мест. Его придумали превратить в сценическую площадку и проводить на ней старые добрые квартирники. Как когда-то в СССР - душевные концерты для своих, на которые народ набивался в квартиры друзей, знакомых и знакомых знакомых послушать рокеров или бардов.
Первый нынешний квартирник, честно говоря, казался предприятием довольно рискованным. Посвящение Окуджаве – «Вот комната эта...» Не слишком ли узок ныне круг рижских поклонников знаменитого советского барда?
Честно говоря, описывать этот «квартирник» крайне сложно. Если коротко: впечатление такое, как будто напился свежей воды. Потому что это и не спектакль, и не просто концерт – практически погружение в атмосферу 60-70-х прошлого века. Уютный интерьер жилой квартиры: мягкие кресла, диванчик, торшеры с кисточками, старенькие шкафы с книжками, толстые фотоальбомы семейной хроники, проигрыватель с пластинками...
В главной роли – директор театра Дана Бйорк. Здорово, что великолепная актриса, она наконец, нашла просвет в своем административном графике и вернулась на сцену. Но что она может рассказать про Окуджаву – ведь застала его разве что в глубоком детстве. Музыкальная группа поддержки и вовсе недавние студенты: контрабас, аккордеон и гитара.
Но получилось, что концерта как такового вроде бы и не было - было что-то вроде встречи друзей. Очень теплой, искренней – по нынешним временам настолько редкой, что почти нереальной.
Дана приглашала зрителей крутить барабан и так по порядку «проходили» разные тома Окуджавы – про время, про любовь, про женщин…Немного рассказывала про Мастера, про себя, про нас, зрителей, пела его песни - оказалось, она и певица великолепная, и рассказчица. Легко вела за собой зал – народ с удовольствием общался, слушал, подпевал. Участвовали, в общем, все.
Что интересно, среди публики латышских зрителей было едва не большинство (судя по творческой перекличке). Далеко не все знали, кто такой Окуджава, но с удовольствием узнавали.
Многие плакали - под стихи и музыку. Человеческая доброта Булата Шалвовича – как этого не хватает сегодня. Его молитва за человечество «дай же ты каждому, Господи, и не забудь про меня» по-настоящему до сих пор лечит души.
Какой-то совершенно несоветский пласт культуры – внесистемный, космический. Советский бард, а ничего не про СССР – про вечные ценности. Про настоящее. Участник войны, он знал, в чем истина и высший смысл жизни и смерти. Оттого, наверное, и легкость на сердце от прикосновения к нему необыкновенная. И замирание сердца в конце каждой песни: «Не оставляйте стараний, Маэстро, не убирайте ладоней со лба…»
Что интересно, молодые музыканты очень тонко прочувствовали мелодии советского барда и даже улучшили их свежестью собственного восприятия. Единственная «родственная» песня - Александра Дольского «Мне звезда упала на ладошку» - звучит у них в легком ритме блюза – так современно и так по-настоящему. Автор наверняка был бы доволен (гитара - Николай Груничев, у контрабаса - Никита Осипов, за аккордеоном Анна-Мария Ивана, кстати, до недавнего времени билетерша театра).
Дана Бйорк рассказала, что помещение «зала» раньше было проходным– оно даже не ремонтировалось. Толстенные деревянные брусы по периметру - с давних времен. Сам Окуджава бывал в этом театре, и проходил через этот зал. И кажется, ему и сейчас интересно туда возвращаться….
В финале пили чай из старинного самовара возрастом около 150 лет – старше самого театра! С сушками, с конфетами. И так не хотелось расходиться…Какой там прогрессивный индивидуализм – холодно людям без душевного тепла. А тех, кто может согреть живым словом, так мало…
…В скором будущем на этой новой площадке на своих квартирниках выступят Максим Бусел, Елена Сигова. Талантливые люди, которым есть, что сказать миру – наверняка будет интересно послушать…
Елена СЛЮСАРЕВА
Фото Инесе Калниня и Елена Слюсарева