Как известно, в Сейме в конечном чтении были приняты поправки к закону о кадастровой стоимости, которые до 2022 года откладывают введение новой кадастровой стоимости. Между тем, рассматривается вопрос о том, что вместе с новой кадастровой стоимостью будет введен некий необлагаемый минимум по уплате налога на жилье.
Называется цифра в 100 000 евро или же не исключен вариант применения необлагаемой площади на каждого задекларированного в квартире или доме жильца. Этот закон вызвал неожиданно много острых дебатов среди депутатов, а одному из них — Кришьянису Фелдмансу (Новая консервативная партия ), грозит даже разбирательство на комиссии по этике.
Суть конфликта свелась к формулировкам закона. Депутат Арманд Краузе предложил внести в закон поправку о том, что освобождению от налога подлежит единственное жилье. Однако представители Новой консервативной партии считают, что освобождать от налога надо «первичное жилье». С одной стороны, кажется, что эти определения не имеют большой разницы по сути. Однако Кришьянис Фелдманс из Новой консервативной партии, считает, что разница огромная.
«Например, в моей семье детям от умерших родителей достались части домов в регионах Латвии, но при этом они живут в Риге. У кого преимущественно есть только единственное жилье, так это жители Кенгарагса — там у них есть квартира. Они никогда не жили в регионах Латвии. На этих людей, как избирателей фокусируется, например, партия „Согласие“ и правящая коалиция Рижской думы. Этим избирателям фактически дадут большие скидки по налогу на недвижимость.
А те, кто живет в так называемых „латышских“ районах, в том же Торнякалнсе, вынужденны платить за родовые дома, которые достались им по наследству, по 2 000 евро налога в год.
Эти люди не богаты, и поэтому я настаиваю, что в законе должно быть указано о „первичном жилье“. Это та жилая площадь, которая принадлежит физической персоне и где он задекларировал свое место жительства». — пояснил он.
На эту речь он получил массу критики от других политиков, в основном из оппозиции. Так, депутат Алдис Гобземс заявил, что речь Фелдманса — это не что иное, как разжигание национальной ненависти. И если бы политики правящей коалиции реально хотели помочь жителям Латвии избавиться от больших налогов на недвижимость, то они ввели бы необлагаемый минимум на жилье уже со следующего года, а не 2022 года.
Юлия Степаненко напомнила, что на портале Manabalss.lv шел сбор подписей именно за отмену налога на единственное жилье, и таких оказалось 52 тысячи человек. «Их сейчас назвали враждебными силами», — заключила она.
Депутат Дидзис Шмитс выразил опасение, что Фелдманс при рассмотрении этого законопроекта разделил избирателей по принадлежности к конкретным партиям. «Это ненормально, когда законопроект принимается исходя того, какая польза будет избирателям тех или других партий. Он разделил по принципу — кто и где проживает. Это противоречит Конституции, где записано, что все граждане страны равно в своих правах и обязанностях. По моему, здесь должна разбираться комиссия по этике», — считает Шмитс.