26 апреля президент Латвии Раймонд Вейонис встретился с главой Банка Латвии Илмаром Римшевичем. Согласно информации на президентском сайте, Римшевич сообщил Вейонису, что «в конце 2015 года развитие латвийского народного хозяйства затормозилось... Необходимо и в дальнейшем уделять особое внимание разумному планированию бюджета, продуманной и прогнозируемой налоговой политике, а также улучшению конкурентоспособности латвийского народного хозяйства при помощи структурных реформ», - пишет в "Неаткариге" Юрис Пайдерс.
Илмар Римшевич — ответственное лицо на европейском уровне — член правления Евроцентробанка. Каждое резкое слово, которые выскажет руководитель такого уровня, может попасть в заголовки международных агентств деловых новостей и вызвать последствия на уровне ЕС.
Поэтому президент Банка Латвии вынужден использовать эвфемизмы — высказывать предупреждения об очень серьезных проблемах относительно нейтральными словами.
Попытаемся перевести с языка еврократов эвфемизм «В конце 2015 года развитие народного хозяйства Латвии затормозилось».
Вопреки тому, что в этом году налогов собирают больше, чем в прошлом, в латвийской экономике уже ощущаются приметы надвигающихся серьезных проблем. Одну из опор нашей экономики — сектор транзитных услуг — уже постиг очень тяжелый кризис. Уже в ноябре 2015 года латвийские объем железнодорожных грузовых перевозок был на 7,2% меньше, чем в ноябре 2014 года. В декабре 2015 года объем железнодорожных грузовых перевозок был на 14,6% меньше. Всего за последние два месяца 2015 года было перевезено на 1,2 миллиона тонн меньше, чем за соответствующий период 2014 года.
В этом году объем железнодорожных грузоперевозок продолжает снижаться. В январе компания «Latvijas dzelzeļš» перевезла на 16,5% грузов меньше, чем в январе прошлого года, в феврале — уже на 19% меньше, чем в прошлом феврале. Объем перевезок за два первых месяца этого года почти на 2 миллиона тонн меньше, чем в прошлом году. Если железная дорога перевозит на 2 миллиона тонн меньше, то и все латвийские порты перегрузят на 2 миллиона тонн меньше.
Каждая перевезенная по железной дороге тонна груза приносит примерно 15 евро добавленной стоимости на балансе ВВП. Экстраполируя тенденцию первых двух месяцев 2016 года на весь год, в прогнозе ВВП получается дефицит в 200 миллионов евро.
Чтобы экономический рост происходил, как планировалось, другим отраслям понадобится создать на 200 миллионов евро больше добавленной стоимости, чем запланировано в самых оптимистичных планах госбюджета.
Но в отраслях, опирающихся на переработку местных ресурсов, тоже стоят минусы. Сбор налога на природные ресурсы за два первых месяца этого года упал на 10% по сравнению с прошедшим годом. На самом деле, прогнозируемая картина 20% снижения в отрасли транзита, скорее всего, может быть еще печальнее.
В апреле 2016 года грузоперевозки между Россией и Эстонией упали на 50% по сравнению с прошлым годом. Число грузовых поездов, пересекающих российско-эстонскую границу, вдвое меньше, чем в 2015 году, но, в отличие от Латвии, эстонцы точную статистику не сообщают.
У уменьшения количества грузов есть и объективные обстоятельства. Зима этого года была очень теплой, и запасы каменного угля в Европе использованы не полностью. Поэтому именно перевозки каменного угля снизились больше всего.
Какой вывод нужно сделать из предупреждения президента Банка Латвии? Правительству надо готовиться не финансировать новые инициативы, а снижать закупочную активность и прикидывать, как уменьшить расходы бюджета.
На мой взгляд, это и было целью президента Банка Латвии — чтобы президент страны своим авторитетом призвал политиков коалиции остановить «пир во время чумы».
Что вынес из встречи Раймонд Вейонис?
«Для достижения высокого уровня жизни Латвии необходим быстрый экономический подъем. Чтобы мы могли позволить себе возросшие бюджетные траты, надо поднять и доходы бюджета, а нынешнего темпа роста экономики недостаточно, чтобы обеспечить прирост доходов, и Латвия могла достичь среднего уровня развития ЕС», – сделал вывод президент.
Он уверен, что немедленная ликвидация теневой экономики позволит продолжать тратить как раньше и даже больше: «По расчетам местных исследователей, объем теневой экономики в Латвии составляет примерно четверть ВВП. Уход от уплаты налога на добавленную стоимость ежегодно приносит государству убытки в размере более 700 миллионов, что равно бюджету отрасли здравоохранения. Ситуация критическая, ее надо решать немедленно».
Задание от президента высказано, теперь посмотрим, как старательно и быстро оно будет выполнено".
Перевод freecity.lv