Согласно данным http://www.eptirgotajs.lv, общие нетто-выплаты обязательной закупки в 2018 году составили 158,9 миллиона евро, из которых 20,5% получили когенерационные станции с мощность свыше 4 MW, 20% – станции биогаза, 18% – электростанции биомассы.
Большая часть жителей Латвии крайне негативно относятся к этому способу поощрения возобновляемой энергетики, и правящие партии обещали избирателям отказаться от КОЗ. Поэтому большая часть членов Латвийской федерации возобновляемой энергии в качестве своей главной задачи назвала сохранение полученных привилегий и непропорционально большого денежного потока.
Но доходы от КОЗ между разными производителями энергии делятся непропорционально. Больше всего от государственной поддержки получают когенерационные электростанции и станции биогаза и биомассы. В свою очередь, ветряная энергетика получает лишь минимальную поддержку.
А у использования энергии ветра есть несколько важных преимуществ в отрасли возобновляемых энергоресурсов. Для начала, после солнечной энергии ветер – это второй крупнейший потенциальный источник чистой энергии.
В Латвии возможности использования солнечной энергии достаточно ограничены. У нас слишком много дождливых или облачных дней, а в декабре и январе световой день меньше 7 часов. В свою очередь, ветряная энергетика – самая древняя отрасль энергетики в Латвии. До середины ХХ века практически всю Латвию покрывала сеть ветряных мельниц.
В отличие от станций биогаза, биомассы и когенерационных станций, ветряная энергетика в производстве электричества практически не создает ни загрязнения, ни выбросов СО2.
Долгая борьба за непропорционально большой механизм поддержки когенерационных, биогазовых и биомассных электростанций задерживает развитие латвийской ветряной энергетики.
Сейчас в Латвии одна из наименьших мощностей ветряной энергии в Евросоюзе (по этому виду энергии мы обгоняем только Словению и Словакию). В Литве ее мощности в 8 раз больше, в Эстонии – почти в 5 раз больше, чем у нас.
Так как Латвийская ассоциация ветряной энергии – первая из отрасли возобновляемой энергии, которая призывает латвийскую энергетику перейти на «основанную на рыночных принципах политику», есть надежда, что это поможет политикам ускорить реформирование отрасли, убрав огромные механизмы поддержки, которые уже сделали народное хозяйство Латвии неконкурентоспособным на уровне ЕС".