При правительстве России будет создан новый орган "принудительного лицензирования". Таким образом обозначается принятое в РФ решение о возможности ограничения интеллектуальных прав ради общественных интересов и интересов национальной безопасности. О создании соответствующей подкомиссии при комиссии правительства России по экономическому развитию и интеграции сообщается со ссылкой на постановление кабинета министров.
Подкомиссия получит право выдавать разрешения на использование зарубежных продуктов интеллектуальной собственности без согласия патентообладателей. Отмечается, что это будет происходить в исключительных случаях по заявкам компаний, в которых как минимум три четверти акции прямо или косвенно принадлежат государству или гражданам РФ. При этом будут соблюдаться все необходимые формальности, включая получение отказа от обладателя патента или неполучение от него ответа в установленный срок.
"В условиях, когда российский рынок покинули компании из недружественных государств, в ряде исключительных случаев требуется разрешение на использование изобретений, полезных моделей и промышленных образцов", - заявили в Минэкономразвития, пояснив, что принятые меры продиктованы в том числе экономической безопасностью страны.
Как указывает агентство, механизмы принудительного лицензирования объектов интеллектуальной собственности в той или иной форме содержатся в Гражданском кодексе достаточно давно. В нем, в частности говорится, что "в случае крайней необходимости, связанной с обеспечением обороны и безопасности государства, охраной жизни и здоровья граждан", правительство имеет право принимать решение об использовании продуктов интеллектуальной собственности без согласия правообладателя.
Ранее государство достаточно сдержанно применяло механизмы принудительного лицензирования. Прецедентом стало разрешение на использование защищенных патентами изобретений для производства противовирусного препарата ремдесивир, выданное правительством РФ во время пандемии коронавирусной инфекции. Американская компания Gilead Sciences пыталась обжаловать это решение, однако Верховный суд РФ отклонил иск.