Не секрет, что среди самых активных распределителей министерских постов выступает Анда Чакша (теперь от партии "новое Единство", ранее от СЗК, - прим. press.lv), бывший министр здравоохранения, которая называет себе «чемпионом добрых дел» в 13-ом Сейме. К сожалению, избиратели, вероятно, не следили за этим «чемпионатом» и не заметили её достижений, потому что список СЗК в Риге, от которого выступали А. Чакша и Дана Рейзниеце-Озола, не набрал даже 5%, что фактически можно назвать дисквалификацией. Однако наша избирательная система позволила им обеим получить мандаты депутатов.
Менее чем за три года работы на посту министра Чакша установила рекорд негативного сотрудничества в области подотчетности, поскольку она вызвала конфликты практически со всеми крупными организациями здравоохранения и медицины, а семейные врачи даже объявили забастовку. Возник даже явный конфликт со Службой неотложной медицинской помощи, непосредственно подчиненной Министерству здравоохранения. В политической среде Чакша не уважала своих партнеров по коалиции и собственную Партию зеленых, за исключением премьер-министра Мариса Кучинскиса, которому она подарила поцелуй прямо перед камерами в программе LTV "Панорама".
В период авторитаризма Чакши из Минздрава ушли последние профессионалы, а на их место без тени стыда интегрировали людей, которые до этого к области медицины не имели ни какого отношения. Ярчайший пример – назначение на должность главы RAKUS Имантса Паеглитиса, который раньше работал в CSDD, однако на новой должности запросил для себя огромную зарплату в 8000 евро, обещая добиться грандиозных результатов. Через пять лет "выдающийся менеджер" вынужден будет эту должность оставить, но медицинские работники имеют много негативных отзывов об уровне здравоохранения в RAKUS.
Прогуливаясь по коридорам Минздрава, Дзинтарс Мозгис, которого после лекции по управлению больницей продвинули в правление Больницы Стардиня, тоже случайно попал на переговоры, но, к сожалению, процедурные нарушения были настолько велики, что должность была потеряна.
Министерство здравоохранения при Чакше сменило трёх (!) государственных секретарей, которые не смогли вписаться в рамки Минздрава и выполнить различные прихоти Чакши.
Во время своей министерской работы Чакше особенно хорошо удавалась имитация бурной деятельности, объемные отписки и презентации с различными концепциями, которые были в красивой упаковке с громкими названиями, но без соответствующего содержания и без какого-либо финансового покрытия. Глядя на план мероприятий, который когда-то был делегирован Кабинетом Министров Министерству внутренних дел, в каждой графе значится - «выполнено», но, кроме даты, отсутствует содержательная часть, где же результаты работы, почти как в коммунистические времена.
В качестве важного достижения преподносится Закон о финансировании здравоохранения, в котором планировалось лишить часть населения Латвии возможности получать медицинские услуги, против чего выступили абсолютно все, кроме Кабинета министров. Я даже не хочу представлять, что было бы в пик эпидемии Covid 19, если бы этот закон вступил в силу. Первой задачей нового министра от "A/Par" Илзе Винкеле было отменить этот закон, точнее, отсрочить срок его вступления в силу.
Винкеле, проверяя предыдущую работу Минздрава, обнаружила подозрительную деятельность и финансовые потоки по внедрению платформы электронного здравоохранения (E-veselība), где Чакша в обход закона привлекла фирму своего бывшего мужа Пуце с якобы известными зарубежными специалистами через систему EIS без всякого тендера, оплачивая различные программы, экспертные работы, массивы данных на десятки миллионов. Благодаря Винкеле было начато расследование внедрения платформы электронного здравоохранения, но о его завершении ничего не слышно.
И тут возникает вопрос о допуске к государственной тайне - не вызовет ли стиль работы Чакши подозрений у органов безопасности, ведь, как известно, допуск не дают даже за незначительные нарушения. Что касается введенного Чакшей платформы E-veselība, на которую были потрачены миллионы, то, наверное, только редкий человек, работающий в сфере здравоохранения, не ругал эту систему, потому что это очень некачественный, технологически отсталый продукт (для которого всё еще не внедрены все модули), и который по мнению нынешнего министра Даниэля Павлютса невозможно улучшить, а лучше просто заменить.
Можно только вздохнуть с облегчением, что Чакше не удалось истребить основу первичной медицинской помощи государства – институт семейных врачей. Но, к сожалению, ей удалось внести хаос во все уровни работы больницы и планы госпитализации — негативные последствия действий работы Чакши были видны во время Covid-19, когда больницы не смогли успешно справляться с наплывом пациентов.
В новом правительстве Чакша видит себе в любом министерском кресле, ведь ей это позволяет ее колоссальный опыт.