У меня есть отличный лайфхак по поднятию настроения. Действует мгновенно. Я просто вспоминаю Олю Пирагс и сразу улыбаюсь. Позитив и неизменный оптимизм -- Олин девиз. Она умеет радоваться жизни вопреки всему, а заодно вовлекать в это чудесное состояние всех, кого встречает на своем пути, -- так в ней молекулы сложились.
Джаз по-русски
Ольгу Пирагс называют латвийской Эллой Фицджеральд. И это не преувеличение: Олин голос узнаешь из тысячи. Глубокий, сильный, он полон каких-то необъяснимых оттенков и обертонов, которые проникают в сердце и остаются там навсегда.
-- Оля, сколько лет ты уже на сцене?
-- Это смотря как считать! (Смеется.) Впервые я вышла на сцену, когда мне было 13, профессионально пою с 18 лет. А мое знакомство с джазом произошло в летний вечер 1956 года, буквально за пару недель до моего появления на свет, когда мои мама и папа смотрели знаменитый фильм «Серенада Солнечной долины».
Это удивительно, но в детстве, не видев этого фильма, я пела мелодии из него! Они каким-то образом жили во мне.
-- Как поется тебе сегодня?
-- Меня по-прежнему приглашают на различные мероприятия, конкурсы, фестивали. В моем доме 24 часа в сутки работает «Джаз-радио» -- слушаю то, что люблю. А в голове постоянно прокручиваются новые варианты концертов. Петь на вечеринке, чтобы мой голос просто выступал в качестве фоновой музыки, мне уже неинтересно, а для того чтобы сделать новую концертную программу, надо придумать фишку. Это не так просто.
Одна из моих задумок -- «Джаз по-русски». Хочу исполнить произведения русских композиторов в джазовой интерпретации. Говорят, что о планах нельзя никому рассказывать, чтобы не сглазить, но я не боюсь!
-- Чем тебе запомнился ушедший год?
-- В моей жизни произошли два события, которые меня вдохновили. В ноябре меня пригласили в Москву, в состав жюри благотворительного фестиваля «Мосгаз» зажигает звезды», посвященного 75-летию Победы. На этот фестиваль съехались талантливые дети со всех уголков России, Украины, Белоруссии. Как же замечательно они пели! Искренне, душевно, эмоционально... Уровень вокала -- высочайший!
Отбор участников проходил в три этапа, я участвовала в нем с самого первого дня и знала всех исполнителей по имени. Поэтому «жюрить» было несложно. Все члены жюри: и я, и певица Жанна Рождественская, и преподаватели Московской консерватории, были единодушны в оценках -- нам даже совещаться не приходилось.
-- А второе событие?
-- Я наконец-то побывала на концерте своего любимого Леонида Агутина, которого считаю исполнителем и композитором высочайшего класса. А какие стихи он пишет! После концерта я подошла к нему с книжкой и даже получила автограф. (Улыбается.)
-- Разве вы с Агутиным лично не знакомы? Ты же выступала в концертах со всеми звездами России!
-- А вот с Леонидом Агутиным почему-то не довелось пересечься на сцене. Зато теперь мы встретились. Оказалось, Леонид слышал обо мне.
Любовь и музыка
Не слышать об Ольге Пирагс в советское время было невозможно. Оля выступала на самых рейтинговых площадках СССР вместе с Аллой Пугачевой, Софией Ротару, Александром Серовым, Валерием Леонтьевым, Ларисой Долиной. Рижской джаз-диве аккомпанировали лучшие оркестры страны: под управлением Юрия Силантьева, Владимира Василевского, Анатолия Кролла...
-- Как тебе удавалось совмещать бурную гастрольную жизнь с семейной?
-- А никак. Это несовместимые вещи. Я всегда безумно скучала по дочкам и до сих пор считаю, что недодала им в детстве внимания. Но за быт была спокойна -- когда я уезжала на гастроли, мой муж Леня делал по дому я абсолютно все: стирал, убирал, гладил, готовил, воспитывал детей...
Мы с ним как два сторожевых корабля сменяли друг друга: приехав с концертов, я заступала на домашнюю вахту, а Леонид отправлялся в рейс -- он работал электриком на пассажирских поездах.
-- Ничего себе распределение труда! У мужа -- кастрюли и сковородки, у тебя -- цветы и аплодисменты...
-- Жизнь артиста только со стороны кажется праздником. На самом деле это работа, бессонные ночи, стрессы и срывы. В 80-е я давала по четыре концерта в день -- от Латвии до Сибири. Ритм нечеловеческий: всю ночь едешь, два часа спишь, а потом выходишь -- и поешь. Разумеется, вживую. Фонограмм я никогда не признавала.
-- Не хотелось бросить всю эту нервотрепку и вернуться к нормальной жизни?
-- Если честно, бывали такие моменты. Я ведь по натуре очень домашний человек и ради семьи была готова отказаться от карьеры. Но Леня этого не допустил. «Ты должна петь!» -- сказал мне муж. Он очень в меня верил.
Кстати, именно Леня настоял на том, чтобы я выступала под своей фамилией: «Пирагс -- это звучит!» По паспорту-то я к тому времени уже давно была Герасимовой.
-- Не скучаешь по тем годам: славе, гастролям?
-- А смысл скучать? Все хорошо в свое время. Сейчас для меня главное -- это семья: дети, внуки, есть даже правнук. Ему скоро три года.
Семейные таланты
Ольга очень рано стала бабушкой. Когда родилась внучка Жаклин, певице было всего 40. Вслед за внучкой старшая дочка Лана подарила певице внука Алекса. Младшая дочь Диана порадовала рождением внучки Анжелики и внука Леона. А три года назад Ольга стала прабабушкой: внучка Жаклин родила ей правнука Демида.
-- Почему у всех твоих внуков такие необычные имена?
-- Наверное, потому что в нашей семье намешано много разных кровей: русская, польская, латышская, французская, немецкая... Вот и выбираем интернациональные имена, чтобы никого не обидеть. (Улыбается.)
-- Современные бабушки не слишком интересуются внуками. А ты?
-- Я их обожаю! Внучка Анжелика уже выше меня на голову. Она учится в музыкальной школе, поет. Голос хороший, просто ей нужно чуть больше раскрепощенности -- уж очень стесняется. Правда, я когда-то тоже стеснялась. Выходила на сцену и закрывала глаза.
Алекс отличный парень: высокий, красивый, прекрасно танцует рок-н-ролл -- так же лихо, как мой папа! -- и увлекается футболом.
Леон очень активный, темпераментный ребенок. Такой симпатяга! Очень любит всех обнимать. Не знаю, что мы будем делать с девчонками, когда он подрастет. С папой он говорит на французском, но и русский язык прекрасно знает. Бывает и так, что отец обращается к нему по-французски, а он отвечает ему по-русски!
Правнук Демид недавно пошел в детский сад -- без слез и страданий, очень быстро освоился среди детей. Безумно любит машинки, особенно мотоциклы. На Новый год мы надарили ему кучу игрушечных мотоциклов разных цветов и размеров.
Как любая бабушка, я считаю, что все мои внуки безумно талантливы. У них всех неплохой слух, но выберут ли они музыку делом жизни, неизвестно.
-- Дочка Диана пошла по твоим стопам -- стала певицей. Это генетика?
-- Наша семья действительно богата на музыкальные таланты. Начнем с того, что у меня прекрасно пела мама. Мой брат Юрий, превосходный рок-музыкант, живет в Америке. В этом году он устроил мне потрясающий сюрприз на Новый год -- прилетел из Майами и постучал в дверь: «Деда Мороза вызывали?»
Что касается Дианы, то она молодец! Я еще в детстве разглядела в ней задатки певицы. Сначала направляла, а потом все пошло само собой. Сегодня моя дочка нарасхват: поет на разных языках и в разных жанрах, выступает на приватных мероприятиях и на пароме Рига -- Стокгольм, сейчас получила приглашение выступить на горнолыжном курорте во Франции, постоянно записывает новые песни. У нее столько идей!
-- Ты довольна тем, как складывается ее карьера?
-- В целом да, но масштаба все же не хватает. Когда я была в ее возрасте, у меня была многомиллионная аудитория всего Союза. А в Латвии рынок очень маленький, пробиться сложно. Диски нынче никому не нужны, современные продюсеры не очень-то понимают в музыке. Возможности исполнителя в нашей стране ограничены.
-- Диана советуется с тобой, что и как петь?
-- Она давно самостоятельная творческая личность. Иногда может сказать: «Мама, послушай. Как тебе эта песня?» Обычно мне все нравится. На мой вкус, все, что делает моя дочь, хорошо. Я говорю ей: "Пой так, как чувствуешь". Ни одна мама не может прочувствовать за дочку ни песню, ни тем более жизнь. Как бы ее ни любила.
-- Недавно у тебя появился новый зять, и опять иностранец. Как он тебе?
-- Микаэль очень приятный молодой человек. Он итальянец родом из Палермо. Скромный и работящий, никакой работы не боится. Я очень хочу, чтобы Диана была с ним счастлива.
Секрет хорошего настроения
Говорят, что с возрастом каждая женщина получает такое лицо, какого заслуживает. Оля Пирагс наглядный тому пример. В 60 с хвостиком -- ни морщинки! Глаза сияют как звезды. Кажется, что с каждым годом она становится все моложе.
-- Сегодня многие артистки ведут неравную борьбу с возрастом и готовы ради красоты на самые радикальные меры. На что готова ты?
-- Мне очень повезло: я принадлежу к той редкой категории женщин, которые нравятся себе в зеркале. Я люблю себя такой, какая я есть.
Как-то Ефим Шифрин рассказал хороший анекдот на эту тему. Бог создал землю и остался доволен. Создал мужчину и остался доволен. Создал женщину и сказал: "Ничего, накрасится". Вот и я порой по утрам говорю себе: "Ничего, накрашусь!"
Не понимаю звезд, делающих себе попу, грудь, губы или круговые подтяжки. Под нож себя, любимую?! Да ни за что!
-- Но какие-то секреты молодости у тебя наверняка есть...
-- Я не хожу в косметический кабинет. Считаю, что женщина в моем возрасте просто должна быть аккуратной, соблюдать элементарные вещи... и не выпендриваться! (Хохочет.) Маникюр и педикюр -- да. Прическа раз в неделю -- обязательно. По-моему, оптимизм и умение радоваться жизни важнее всех косметических процедур, потому что характер с годами проявляется на лице.
-- Неужели на тебя никогда не нападает хандра?
-- Почему же не нападает? Я нормальный человек. Просто оптимизм -- это черта моего характера. Дар судьбы -- такой же, как голос. Мое кредо -- не портить настроения себе и другим. Нет человека, у которого в жизни не было бы проблем. Но это не повод, чтобы перекладывать их на окружающих и ныть.
-- А если все-таки есть серьезный повод для переживаний?
-- Тогда нужно запастись смирением и терпением. Эти качества, к счастью, во мне тоже есть. По всей вероятности, от прадеда -- он был дьяконом.
-- Многие артисты сегодня жалуются на финансовые проблемы. Тебя они тоже коснулись?
-- У меня вполне приличная пенсия, помогают дети. Если честно, я очень люблю тратить деньги! Считаю, что если они есть, то зачем же им лежать? Но если денег нет, то для меня это не вселенская катастрофа. Я легко могу отказаться от того, что хочется, в пользу того, что необходимо, и не буду при этом заламывать руки.
Деньги, конечно, важны, но свет клином на них не сошелся -- в жизни так много других радостей: дом, семья, друзья, любимое дело.
-- Все артисты делятся на две категории: те, которые считают, что уходить надо вовремя, и те, кто мечтает умереть на сцене. Какой из этих принципов тебе ближе?
-- Я могу понять тех, кто хочет умереть на сцене. Настоящий артист поет до последнего вздоха. Для него это естественная и очень важная потребность. Но не надо перебарщивать. Должно быть чувство меры -- я вообще за чувство меры во всем.
Сейчас по телевизору крутят тех же певцов, которые блистали 30-40 лет назад. Многие из них уже порядком надоели. Кроме моего любимого Лени Агутина, конечно! (Смеется.) По-моему, звезды должны давать дорогу молодым, готовить себе смену.
-- А у тебя есть ученики?
-- Конечно! Мы в любое время можем дать концерт в тандеме с танцевальным коллективом «Рикки-Тикки». Программа строится так: песня -- танец -- песня. Мне вообще нравится обучать, передавать свой опыт, консультировать. Например, сейчас я работаю с актерами Рижского русского театра. Мы готовим песни из известных кинофильмов, спектаклей. Программа носит условное название «Пой со мной» и рассчитана на то, что люди сидящие в зале, будут подпевать.
-- Что еще тебя радует сегодня?
-- Хорошие книги, прогулки, путешествия. Совсем не обязательно уезжать далеко, чтобы подарить себе радость. Вот недавно иду я из театра по Старой Риге. Зима нынче выдалась странная: ни снежинки, ни ветерка, кругом лужи... А в этих лужицах, как в зеркале, дома отражаются. Красота-то какая!
Елена СМЕХОВА