Политолог Андрей Бердников известен в Латвии своей активной гражданской позицией. Он верит в то, что может изменить мир и настойчиво пытается это делать. Для этого в свое время вступил в несколько разноплановых общественных организаций. Теперь нагрянула расплата - в виде штрафа, наложенного СГД. За что – press.lv разобрался.
- Несколько лет назад я вступил в пять или шесть НГО, - рассказал Андрей Бердников. – О заработках там речи не шло, скорее это волонтерский труд. Иной раз приходилось и свои деньги вкладывать – небольшие, но все же – для пользы дела. Организации все мелкие – человек по 5-7.
Потом общественники разъехались кто куда, а я остался. Осенью получаю письмо с сообщением о том, что я оштрафован за неподанный своевременно отчет одной из НГО, на 140 евро.
Плати за то, что остался в Латвии
Оказалось, что каждая общественная организация у нас, даже если она не получила ни цента прибыли за время своего существования, все равно должна ежегодно подавать отчеты в СГД. Причем, ответственность за непредоставление налога несет не организация в целом, а члены правления.
Напоминание об этом отправляли на адрес фирмы, по которому никто из членов правления давно не живет. Но когда дело дошло до штрафа, налоговики проявили активность и смогли разыскать меня. Похоже, единственного из того состава, кто остался в этой стране.
Я сразу же позвонил в СГД, стал разбираться, написал по их совету объяснительное письмо. Как будто бы встретил понимание. Потом был вызван на комиссию из двух человек, где в ответ на все мои доводы мне уменьшили штраф вдвое (со 140 до 70 евро) с двумя условиями. Что я не буду обжаловать это решение и заплачу штраф в течение двух недель. Что я и сделал.
Теперь, вот, хожу, закрываю остальные организации, в которых состоял. Пока за них не оштрафовали. Закрыться, кстати, совсем не просто - хождение по кабинетам, оплата пошлин, очереди…Сомнительный стимул для формирования активной гражданской позиции, к которой нас в Латвии постоянно призывают.
Выходишь из игры – плати
- Открыть НГО у нас просто, но попробуй его закрыть! Надо ждать несколько месяцев, платить пошлину, публиковать сообщение в «Латвияс вестнесис»…Конечно, это тормозит развитие гражданской активности, - поделился своим видением проблемы другой активный общественник Владимир Соколов.
По его мнению, нелогично применять к общественным, некоммерческим организациям алгоритм общения с коммерческими фирмами. – Понятно, государству не хватает денег, и оно взялось за неработающие НГО, но ставить их в один ряд и несправедливо, и недальновидно.
Как выяснилось, с проблемой, о которой рассказал широкой публике Андрей Бердников, кое-кто из общественников уже столкнулся. В основном, люди молча заплатили штрафы. С государством пререкаться не стали, не надеясь на его способность к пониманию: «Есть правила игры. Если они нарушены, надо платить. Смягчить отношение к НГО надо бы, хотя какие-то формы контроля все же должны быть».
Из волонтеров – в позорный список
По словам Бердникова, в своей общественной активности он не раскаялся. И полностью согласен с тем, что законы надо исполнять. Но наказание, по его мнению, должно быть соразмерно преступлению.
- Я ведь не отказывался нести ответственность, сразу же по получении письма откликнулся в СГД, подтвердил, что не получил ни цента прибыли в НГО и что она совершенно не занималась коммерческой деятельностью.
Что в ответ: на меня заведено административное дело об уклонении от налогов. Я внесен в соответствующую базу данных, а это, при определенных обстоятельствах, может повлиять на мою репутацию. При таком подходе государство убьет у своих жителей всякую охоту заниматься волонтерством. По сути волонтеров приравняли к бизнесменам.
Волонтеры это люди, которые безвозмездно тратят свои силы, время и даже деньги на благо общества. Если с них требовать отчеты, значит, им придется нанимать бухгалтера, а за это надо платить. Не думаю, что найдется много желающих платить государству за собственную работу. А масса людей просто не сможет этого делать, даже если бы и хотела.
Смотря какой чиновник попадется
- Знакомая проблема. Я сам много куда вступал, закрывал организацию и по себе знаю, насколько это не просто, - прокомментировал ситуацию депутат сейма Борис Цилевич.
По его мнению, оспорить сам факт требования отчета юридически сложно. Задача СГД – предотвращать использование НГО в качестве крыши для коммерческой деятельности. Поэтому требование отчетности само по себе обоснованно.
Цилевич приводит в пример широко известную в свое время общественную организацию, крупнейшую в мире, «Международную хельсинскую федерацию», которая была обворована собственным бухгалтером и прекратила свое существование.
Другое дело, что процедура ликвидации НГО у нас сильно забюрократизирована и сложна.
Вопрос скорее можно ставить о пропорциональности наказания и прегрешению общественника. Ставка по налогам в Латвии щадящая, но крайне низкое качество работы чиновников и невысокий уровень администрирования осложняют дело.
Всегда ведь можно при желании оценить специфику ситуации и понять – перед тобой злостный неплательщик или законопослушный житель. И на этом основании делать выводы, в том числе, о штрафах.
У СГД своя правда
Представитель СГД Кристине Аугсткалне-Яунберзиня, в свою очередь, пояснила позицию ведомства, посетовав на сложное к нему отношение.
Налоговики понимают сложности общественников, но их задача исполнять законы. Которые такие, какие они есть. И они предписывают всем без исключения НГО регулярно сдавать отчеты. Кто не сдает – того штрафуют.
По словам моей собеседницы, чиновники всячески стараются исповедовать индивидуальный подход, активно информируют общественников об их обязанности, и многие о ней знают. Хотя, наверное, не каждому легко с таким отчетом разобраться самостоятельно (в основном речь идет о Законе о налогах и пошлинах).
Хотя Бердников, например, «индивидуальный подход» не подтверждает. И жалуется как раз на его отсутствие. Законы, в которых простому смертному не разобраться…Чиновники штрафуют тех, кого проще. Крупные компании не трогают, зато волонтеров привлекают – с миру, как говорится, по нитке…
Могли б помочь, а не наказывать
- Нелогичен сам факт того, что волонтера привлекают на основании нарушения коммерческой деятельности, которой я никогда не вел и это всеми документами подтверждается, - возмущается он. И предлагает запустить просветительскую программу, раз проблема, понятно, коснется многих. А сумма штрафов, между тем, от 140 евро до 350 для злостных неплательщиков.
-Чисто формально, наверное, мы нарушили закон, - соглашается он, - Но вряд ли этот закон правилен в отношении общественников. Если противоречит здравому смыслу, очевидно, надо его изменить, упростить подход к НГО.
Сейчас, когда государство начало мести по сусекам в поисках каждого лишнего цента, пострадать могут многие. Люди часто вступают в общественные организации, не думая о том, что за это надо платить. А государство вместо того, что просвещать, информировать их об этом, взяло на себя функции карателей.
Я, во всяком случае, ни разу при открытии НГО ни в каких госструктурах не был предупрежден о сдаче отчета и материальной ответственности. Подозреваю, что не я один.
…«Возрожденная Латвия», «Лаборатория свободной мысли», Центр межэтнической коммуникации и гражданского участия – этим организациям с красивыми названиями жить осталось совсем недолго. На днях Бердников их закроет. Похоже, вместе с надеждами на красивое гражданское будущее…
Елена СЛЮСАРЕВА