Президент Украины Петр Порошенко в этот же день поручил Министерству обороны и Генштабу Вооруженных сил Украины подать предложения по существенному усилению военных возможностей Украины в Херсонской области и вдоль всего черноморского побережья.
В середине февраля скорую войну за Крым предрек советник Порошенко Владимир Горбулин. «Постепенно исчерпывается потенциал дипломатических средств решения проблем донбасского конфликта и аннексированного Крыма. Собственно, этого потенциала осталось не более чем на два-три года. И в скором времени остро встанет вопрос активного и эффективного привлечения другого инструмента внешнеполитической деятельности — вооруженных сил», — предупредил Горбулин.
Депутат Верховной Рады Украины, один из лидеров непризнанного крымско-татарского меджлиса Мустафа Джемилев также не исключает вооруженного конфликта в Крыму. Впрочем, есть у него и опасения: «Я являюсь противником такого развития событий, так как это будет означать уничтожение нашего [крымско-татарского] народа».
При этом в соседней с Крымом Херсонской области уже создан крымско-татарский батальон, однако боевики намереваются не воевать, а участвовать в зачистках мирного населения. «Мы должны быть готовы к тому, что как только Крым освободится — а мы его будем освобождать, — дальше будем уже внутри Крыма правопорядком заниматься», — рассказал лидер так называемой гражданской блокады Крыма Ленур Ислямов.
В отношении силовой операции есть одна проблема: киевские власти осознают, что военное нападение на российских граждан станет самоубийственным для украинского государства. «Против такой ядерной державы, как Россия, на военные действия никто не пойдет. Я имею в виду не только Украину», — говорит глава МИД Украины Павел Климкин.
Другой способ воздействия на жителей Крыма националисты уже опробовали. В сентябре 2015-го радикалы оборудовали в Херсонской области несколько контрольно-пропускных пунктов и стали препятствовать проезду грузовиков и других автомобилей. В ноябре боевики подорвали линии электропередач. Впрочем, уже в декабре полуостров стал получать электричество по двум ниткам первой очереди энергомоста из Краснодарского края, которые запустили по распоряжению президента России Владимира Путина.
В декабре один из лидеров крымско-татарского меджлиса Ленур Ислямов анонсировал морскую блокаду полуострова. Позже выяснилось, что для этого у Украины отсутствуют необходимые плавсредства. «Полномасштабная морская блокада возможна тогда, когда в наличии достаточное количество военных кораблей. У нас нет таких ресурсов», — сказал Мустафа Джемилев.
Вице-премьер Крыма Дмитрий Полонский предположил, что радикалы могут блокировать регион с помощью резиновых уточек. «Зла никому не желаю, но рекомендовал бы этим товарищам за буйки особо не заплывать», — отметил Полонский.
Понимая ограниченность своих возможностей, часть украинских политиков уповает на помощь Запада. Так, министр иностранных дел Украины Павел Климкин заявил, что Киев планирует настаивать на непризнании воссоединения Крыма с Россией и продолжении санкций против Москвы, а параллельно вести пропаганду с целью показать жителям полуострова преимущества их будущего «в европейской демократической Украине».
В январе свою дорожную карту представил Петр Порошенко. «Вы увидите иски [в ряд международных судов], которые Украина и те предприятия, которые мы будем сопровождать, подадут для защиты государственных интересов», — пообещал президент Украины.
Министр финансов Украины Наталья Яресько рассказала о планах по организации в 2016 году дипломатического форума, в котором примут участие Россия, Украина, Евросоюз и США для обсуждения судьбы Крыма.
Надежды вернуть Крым украинские чиновники не теряют и даже пытаются управлять полуостровом на расстоянии. Так, 16 февраля Верховная Рада «переименовала» 70 населенных пунктов в Крыму. Правда, мнением самих крымчан украинские политики на протяжении двух лет так и не удосужились поинтересоваться. По этому поводу высказался только губернатор Одесской области Михаил Саакашвили. На киевском форуме по безопасности он предложил русским «убраться» из Крыма и отдать полуостров Украине. Тем гражданам Украины, которые поддерживают российское руководство, он посоветовал переехать с полуострова на материковую территорию Российской Федерации.