По Дублинскому соглашению, страна ЕС, куда прибывает нелегальный мигрант, должна зарегистрировать его и принять ходатайство о предоставлении убежища. На практике же оказывается, что приграничные государства не заинтересованы в том, чтобы регистрировать нелегальных мигрантов: их страны не являются конечной целью для новоприбывших, но им придется брать на себя финансовые расходы. Это приводило к ситуации, когда Италия и Греция не регистрировали людей, приплывших в эти страны через Средиземное море, а мигранты просто переезжали и подавали ходатайства уже в Германии, Франции, Нидерландах или Бельгии.
Теперь это изменится. Система по принятию мигрантов будет единой. Новая реформа стандартизируют общие правила о том, кому предоставлять статус беженца, а кому нет.
Но главное изменение — это создание в ЕС нового «механизма солидарности».
Как правило, мигранты стараются попасть в определенные страны Европы, поэтому новый механизм должен помочь странам, куда мигрантов прибывает больше всего. Согласно реформе, часть этих мигрантов — не менее 30 тысяч человек в год — будут отправлять в другие страны Евросоюза.
Правительство европейской страны может отказаться принимать мигрантов по новой схеме, но тогда им придется выплатить «компенсацию ответственности» — часть средств из бюджета ЕС будет перераспределена от отказавшейся страны в государство, где мигранты останутся в расчете 20 тысяч евро в год на человека (сумма может быть увеличена).
«Ни одно государство-член ЕС не может справиться с проблемами миграции в одиночку. Страны, сталкивающиеся с проблемами миграции в первую очередь, нуждаются в нашей солидарности. И все государства-члены должны иметь возможность рассчитывать на ответственное соблюдение согласованных правил. Я очень рада, что на этой основе мы договорились», — заявила Мария Мальмер Стенергард, министр миграции Швеции.
Польша и Венгрия уже выступили против новой реформы.
Согласно данным DTM, швейцарского института по изучению нелегальной европейской миграции, число мигрантов в ЕС растет.В 2021 году в ЕС прибыло 151,4 тысячи человек, в 2022 — 189,6 тысяч, а к августу 2023 года их было уже 140 тысяч.