"Период рассмотрения бюджета – традиционное время протестов в разных формах и с разными децибелами. Денег всегда не хватает, кто-то всегда утянет себе больше, кому-то останется сухая корка, и на этот раз неудачниками оказываются студенты, - пишет Байба Лулле в "Неаткариге".
Число бюджетных мест в вузах уменьшается постоянно, но самое болезненное урезание аж на 40% и серьезные протесты студентов были в кризис, в 2009 году. В декабрьские морозы на улицы вышли около 5000 студентов. Наши студенческие протесты не настолько долгие и разрушительные, как были в последние годы (тоже по поводу повышения платы за образование или урезания бюджетных мест) в Чили, в Венесуэле, в ЮАР, в Венгрии или лет шесть назад в Великобритании, но это не повод их игнорировать.
После первого, так сказать, предупредительного протеста студенты пообещали развернуть более широкие акции сегодня, в понедельник, когда Сейм планирует принимать бюджет на будущий год в первом чтении. Повод – идея Министерства образования и науки (МОН) сократить число бюджетных мест в вузах на будущий год на 3559, а к 2019-му – на 5457 мест. В этом учебном году их число уменьшилось с 21 743 до 21 447 мест.
Сокращение на четверть может оказаться рискованным! Неужели у нас финансовый и экономический кризис, что мы рубим отрасль, которая признана и запланирована политиками как основа для будущего экономического рывка?
Когда министр финансов Дана Рейзниеце-Озола (СЗК) возглавляла комиссию Сейма по вопросам образования и культуры, она заявляла, что, когда в соседних странах доступно бесплатное образование, в Латвии, стране с настолько низким социально-экономическим развитием, снижение бюджетных мест – «это простейший метод, как подтолкнуть молодежь после школы уезжать за границу».
В Латвии финансирование бюджетных мест в вузах почти на треть меньше, чем в Литве и Эстонии. Социально-экономическое положение жителей за это время кардинально не изменилось, эмиграция все продолжается. Надеемся, что министр и ее товарищ по партии премьер Марис Кучинскис не забудут свои же слова.
В декларации правительства тоже упомянуто увеличение бюджетных мест в приоритетных для страны направлениях образования. За последние годы увеличено их число в естественных и инженерно-технических науках, снижено в гуманитарных и социальных программах – сильнее урезать их невозможно, тем более, что какое-то число педагогов, стоматологов, филологов и историков государству все же нужны.
Показательно разделение бюджетных и платных мест в Латвийском университете (ЛУ) на конкретных программах. Например, в естественных науках, физике, математике, оптометрии, биологии есть только бюджетные места, соотношение бюджетных и платных мест в английской филологии 25/100, фармацевтике – 15/80, современных языках и бизнесе – 10/130, стоматологии – 0/16, начальном обучении педагогов дошкольного образования – 0/50, для бакалавров этого направления – 7/50, в психологии – 9/120, для учителей английского, латышского и начальной школы – 7/50, так же и у других учителей, в дипломатии – 0/30, в экономике – 38/120.
Студенты гуманитарных и социальных наук участвуют в шоу выживания – у кого нет богатых родителей, подрабатывают, берут кредиты, студенты-бюджетники трясутся от ужаса при мысли, что могут вылететь на платное место за одну «семерку». Есть студенты, которые, оказавшись таким образом на платном месте, прерывают учебу на время или вообще, в лучшем случае идут работать, надеясь продолжить обучение после улучшения материального положения, в худшем – уезжают. Так государство экономит.
Ректор бизнес-школы Turība Алдис Бауманис идею МОН поддержал – число выпускников школ сокращается, логично будет сократить и бюджетные места в вузах. Частные вузы действительно в этом заинтересованы. Но государство не заинтересовано потерять часть молодого, деятельного поколения, которое отправится учиться за рубеж.
Если приходится выбирать между все дорожающим платным образованием в Латвии или платной же учебой в Великобритании, Ирландии, США, Германии, даже в Эстонии и России, то молодежь все чаще решает учиться за границей, где обычно образование престижнее, а его качество выше.
Особенно потому, что цена на наше образование несоразмерно накручена, чтобы покрыть нехватку финансирования от государства для бюджетных мест.
Премьер обещал сохранить количество бюджетных мест. Правительство не отклонило запрос о дополнительном финансировании, но не приняло решение, что «можно списать на небольшое недопонимание». Понадеемся, что это очередная «ошибка в коммуникации», и сохранение бюджетных мест не аукнется преподавателям отказом в повышении их зарплат, чем грозит министр образования. Он мог бы заменить такое простейшее вычитание консолидацией вузов и учебных программ, уменьшением администрации и т.д".