"Правительство часть денег на здравоохранение и прибавку зарплат педагогам в этом году нарисовало на бумаге, особенно на рост оплаты труда медиков в 2018 году, поскольку ясности, откуда брать средства, нет. До апреля необходимо выбрать модель финансирования здравоохранения и источники финансирования, до того же правительство обещало подготовить предложения для масштабной реформы налоговой системы, - пишет Байба Лулле в "Неаткариге".
Вариантов повышения доходов не так много. Так как на горизонте еще не видны значимые структурные реформы госуправления, за исключением небольшого уменьшения штата отдельных учреждений, на средства от снижения расходов рассчитывать не приходится.
Если только государство вдруг не решит продать какое-то госпредприятие (надеемся, не за лимонад), остается только собирать больше – больше, чем рассчитано с нынешних налоговых ставок, в том числе введенных с 2017 года.
Проблема в том, что эксперты уже усомнились в прогнозируемом в бюджете этого года экономическом росте в 3,5%.
При формировании бюджета было принято за аксиому, что благодаря экономическому росту и борьбе с теневой экономикой в этом году можно будет собрать почти на полмиллиарда евро больше, чем в прошлом. Большую часть – 200 миллионов евро – с дополнительных социальных выплат. Но может статься, что изначально запланированные доходы как минимум от соцналога, будут меньше.
Если этот провал не компенсирует повышенный налог с микропредприятий или не исполнится прогноз экономического роста, то неудивительно, что уже в середине года правительство пойдет по проторенной дорожке - повысит изменит какие-то налоги.
Да, пока премьер обещает не повышать налог с зарплат, но со всех сторон уже говорят об очередном повышении налога на недвижимость, игре с формулами в этой сфере, а также о повышении ставки НДС с нынешних 21% до 23%. По словам Кучинскиса, это еще «очень далеко» от утверждения, и это только предложение Минздрава для дополнительного финансирования отрасли.
Большие надежды возлагаются на рост доходов от борьбы с теневой экономикой. Трудно понять, верит ли сам Минфин и остальное правительство в эти прогнозы или только хочет убедить в них общество.
Несомненно, в этой сфере куются и перековываются планы, ведется работы и есть какие-то результаты. Когда Рейзниеце-Озола заняла пост во главе Минфина, был переработан план борьбы с теневой экономикой, который, по ее мнению, был слишком декларативным, с небольшим числом конкретных мероприятий и запланированных для них ресурсов, без расчета выгоды от каждого действия. Как достижение было отмечено снижение количества мошенничества с НДС в зерновой отрасли, в экспорте золота. По-прежнему под пристальным вниманием будет строительство, где самый высокий показатель теневой экономики. Будут отлавливать зарплаты в конвертах и незарегистрированную предпринимательскую деятельности и в других отраслях.
Большие надежды правительство возлагает на сотрудничество с отраслевыми ассоциациями и их собственное желание работать в упорядоченной среде, в условиях честной конкуренции. Но не получится ли, что из-за внезапно выросшего налога на микропредприятия часть этих бизнесменов решит полностью или частично вернуться в теневую экономику, откуда раньше их выманили привлекательными налогами? Или не обанкротятся ли они?
Поэтому важно, чтобы помимо репрессивных действий была и поддержка бизнеса. На словах новая глава СГД, как минимум на уровне сервиса, выдвинула это как одну из задач, но пока все только слова, а их мы уже наелись досыта".