"Социально-политический крах обычно приходит быстро и неожиданно. Еще вчера все было тихо и спокойно, политический пруд, как обычно, полнился дурно пахнущей, застоявшейся водой, а сегодня туда кто-то кинул камень, и уже завтра все кипит, бурлит и по улицам бегают толпы кричащих людей. В исторической перспективе, задним умом всем все ясно – ситуация уже давно загнивала, однажды это должно было прорваться, так что ничего удивительного, хотя самим участникам событий вплоть до рокового дня так не казалось, - пишет Бен Латковскис в "Неаткариге".
Глядя на политический пейзаж Латвии, можно подумать: ну что может произойти в этом заболоченном пруду с настолько грязной водой? В ней же нет ни души. Только какие-то всем надоевшие деятели, которые организуют с выгодой для себя разные закупки или строительные проекты.
Даже ожидаемые муниципальные выборы не только в Риге, но и в других местах, не обещают сюрпризов. Все предсказуемо, и если где-то какая-то фигура и сменится, то это как с утками в пруду – может, утки уже другие, но отличить их друг от друга способен только специалист.
Союз «зеленых» и крестян (СЗК) своим кандидатом в мэры Риги выдвинул Арманда Краузе. Ничего плохого про этого человека сказать нельзя. Перед тем, как прийти в политику, он был хорошим пчеловодом, а пчелы плохих людей не любят. И тут уместно годманисовское – но! В чем разница между Силениексом, Краузе, Таварсом, Клявиньшем или Лавиньшем? Где она? Между ними различий нет, а все это антиушаковское предложение скопом – Кирсис, Краузе, Борданс, Брока (?) – заставляет общество думать (не важно, насколько это соответствует действительности), что «это все театр, все заранее оговорено: Ушакову – Рига, нам (латышским партиям) – Сейм и правительство».
Повторю еще раз – не важно, правда это или нет. Не в том суть, будет кто-то работать и получать хорошие деньги в Рижском свободном порту или еще где-то, или нет. Важно то, что все это выглядит несерьезно, и в результате общее недоверие к политике только растет.
Какая связь у описанной ситуацией с упомянутым в начале крахом? Процитию фрагмент из интервью с социологом, директором агентства изучения общественного мнения SKDS Арнисом Кактиньшем: «Если они (политическая элита) ничего не предложат, тогда избиратель плюнет, выберет из того, что есть, и в финале будет то же самое, что до этого, только с еще большим разочарованием. Ясно, что такая ситуация не может длиться вечно. Чем дольше она тянется, тем большее и радикальнее будет взрыв. Это неизбежно. Не могу сказать, когда и при каких обстоятельствах, но вопрос не – будет ли, вопрос – когда». Ключевая фраза цитаты: «такая ситуация не может длиться вечно».
Проблема в том, что «люди у штурвала» это, может быть, теоретически осознают, но к себе не относят. Вспомню, как летом 2008 года я готовил статью о том, что МВФ неожиданно снизил Латвии прогнозы экономического роста на 2009 год с 10% до 0,5%. Заметьте, что речь шла не о падении ВВП на 23%, как это произошло позже, а только о снижении быстрого темпа роста, что тогда казалось невозможным. Во время подготовки статьи я опросил многих экономистов. Хотя они и признавали, что тенденции не обнадеживают, и есть некоторые опасения, в целом видение было оптимистичным.
Всеобщее мнение выразил тогдашний аналитик банка SEB Андрис Вилкс: «До этого нам везло, может и тут как-нибудь прорвемся». И сейчас есть какие-то обстоятельства, которые позволяют политикам надеяться, что «и тут как-нибудь прорвемся».
Если бы я был конспирологом, который верит в теорию 3А (трех канонизированных олигархов, Айвара Лембергса, Андриса Шкеле и Айнара Шлесерса), по которой в Латвии и волос не упадет без разрешения 3А, то я был бы на 100% убежден, что появление «политика» Артусса Кайминьша – это гениальный трюк их политтехнологов
Ведь этот актер, как графитовый стержень в атомном реакторе, абсорбирует и аннигилирует голоса недовольных, позволяя политическому реактору работать в привычном режиме. Не важно, насколько Кайминьш вжился в роль, и что он сам думает. Важно то, что он выполняет эту функцию.
Но и способность Кайминьша абсорбировать ограничена. Серьезные, уважающие себя люди, которые в час Х политического краха лихорадочно будут искать, кто же теперь станет главным, этого клоуна таковым не посчитают, не примут. Это означает, что место на олене еще свободно".