Достаточно часто общественность потрясают новости о жестоком обращении с детьми. Кто-то оставляет детей в машине на солнцепеке, кто-то не кормит и издевается, бьет своего ребенка. Остаться равнодушным к ситуациям, в которых страдает ребенок, невозможно.
В интервью порталу Riga.lv глава Рижского сиротского суда Айвар Красноголовс рассказал, каким бывает насилие над ребенком, что делать в ситуации, когда соседка постоянно кричит на детей, и почему иногда лучшее для ребенка -- остаться без своих родителей...
-- Довольно часто мы слышим словосочетание «насилие над ребенком», но это понятие часто очень широко интерпретируется. Каким определением пользуется Рижский сиротский суд?
-- Насилие над ребенком можно разделить на несколько типов. Физическое насилие -- это причинение физических страданий и телесных повреждений. По сравнению с другими видами насилия этот легче всего обнаружить. Эмоциональное насилие -- это любое вербальное, эмоциональное или психологическое оскорбление. Эти виды насилия нередко идут рука об руку.
Например, у сиротского суда есть дело, когда мама жестоко обращалась с ребенком -- била и душила. Ребенку удалось вызвать полицию, и его отвезли в больницу. Позже мать угрожала совершить самоубийство, и все это происходило в присутствии второго ребенка; это эмоциональное насилие. Еще один распространенный вид насилия -- когда о ребенке не заботятся.
И последний вид насилия -- сексуальное, которое может быть и бесконтактным. Отмечу, что насильник часто выглядит приличным мужчиной, не вызывает подозрений. Если о сексуальном насилии сообщать незамедлительно, его легко доказать. Бывает, что человек об этом рассказывает, уже став взрослым...
-- Неужели мамы, родственники не видят, что с ребенком что-то не в порядке?
-- Возможно, не хотят это видеть. К сожалению, часто самые жуткие вещи с детьми совершают их близкие. Были вопиющие случаи, когда мать допускала сексуальное использование своего ребенка или, когда экспертиза уже подтвердила подозрения в сексуальном использовании, мать этому не верила.
Насильники с опытом способны так убедить ребенка, что он и не догадывается, что это ненормально. У детей нет жизненного опыта, знаний, и поэтому ребенку может казаться, что в этом нет ничего особенного, наверное, все так живут. Поэтому малыш молчит. Последствия сексуального насилия стереть невозможно. И я считаю, что за преступления сексуального характера следует ввести более суровые наказания...
-- Наверное, вы не можете не согласиться, что люди боятся сиротского суда, воспринимают вас как карательное учреждение?
-- Да, нас боятся, потому что мы те, кто принимает непопулярные решения и забирает детей из семьи. Но нужно понимать, что интересы ребенка стоят выше прав родителей. Если их насильственное поведение может серьезно повлиять на ребенка, наша обязанность -- оградить его от этого.
Наказание не цель. Общество должно попытаться понять и поверить, что изъятие ребенка из семьи -- это очень серьезное решение, последнее средство, если родители сами не смогли устранить плохие условия для ребенка. Сиротский суд решает множество других вопросов и принимает решения, например, об усыновлении, защищает материальные интересы детей и людей с ограниченной дееспособностью...
-- Где граница между насилием и воспитанием? Например, родители заставляют ребенка играть на пианино, а ему это не нравится, он пытается прогулять занятия. Это насилие?
-- По сути, да, но это, конечно, не станет основанием для изъятия ребенка из семьи. Нужно понять одно: воспитание -- это не ремень и принуждение. Если ребенку не нравится играть на пианино, может быть, стоит предложить ему что-то другое? Читая это, люди подумают, что мы здесь выступаем за вседозволенность. Нет! Дисциплина должна быть, но лучшее воспитание -- взаимная любовь родителей и собственный пример. Это взаимодействие между родителями и ребенком. С детьми нужно разговаривать.
Кроме того, родители могут использовать возможность Рижского самоуправления: курсы эмоционального воспитания ребенка до семи лет или программу «Путеводитель по воспитанию подростка». Там учат, как по возможности наиболее правильно сосуществовать со своими детьми.
-- Часто появляется информация, что Рижская муниципальная полиция приняла решение изъять ребенка из семьи. Почему это полиция и что происходит дальше?
-- Вечером и ночью компетенция сотрудников сиротского суда в вопросе изъятия детей из семьи переходит полицейским. Они имеют право принять решение об изъятии ребенка и доставить его в безопасное место -- кризисный центр. На следующий рабочий день член сиротского суда принимает единоличное решение о прекращении прав опеки над ребенком. С момента принятия этого решения в течение 15 дней идет сбор информации, чтобы уже на коллегиальном заседании члены сиротского суда решили, восстанавливать родителей в правах на ребенка или нет.
-- Как часто сиротский суд принимает решения об изъятии ребенка из семьи?
-- По состоянию на 31 августа 2016 года Рижский сиротский суд принял 56 единоличных решений. В общей сложности в этом году 270 человек лишились права опеки над детьми, в 2015 году -- 316 человек. Судя по этим данным, могу сделать прогноз, что в этом году лишенных родительских прав будет больше, чем годом ранее...
-- Откуда сиротский суд получает информацию о случаях насилия над ребенком?
-- Большую часть информации мы получаем от Рижской муниципальной полиции. От социальной службы, когда их компетенция и возможности разрешить ситуацию исчерпаны. Также нам сообщают медицинские и образовательные учреждения -- если есть подозрения, что ребенок стал жертвой насилия.
Кроме того, нам звонят и присылают письма на электронную почту с просьбой проверить ситуацию в семье. Что касается последнего источника информации, к сожалению, часто случается, что это просто попытка потрепать кому-то нервы.
Например, есть одна женщина, которой очень не нравятся ее зять и его отношение к детям, поэтому она два раза в год приходит ко мне жаловаться. Потом просит не рассматривать заявление, потому что стало стыдно за свое поведение. Но мы, конечно, все равно все проверяем.
-- Что делать, если я каждый вечер слышу, как соседи кричат на своих детей?
-- Сообщить об этом в Рижскую муниципальную полицию или нам, позвонив на информационный номер 67037746 в рабочее время. Также можно отправить письмо на e-mail: bt@riga.lv. Мы проверяем и анонимную информацию. Конечно, люди не всегда могут объективно оценить ситуацию, но если есть подозрения, нужно звонить или в полицию, или в сиротский суд. Лучше позвонить, и пусть сомнения не подтвердятся, чем наоборот -- промолчать и допустить, что все дойдет до серьезных проблем...
(Riga.lv)