На Украине в субботу наступил день тишины - последняя пауза перед воскресными досрочными выборами в Верховную Раду. Итоги выборов определят не только состав парламента, но фактически и состав правительства, сообщает ТАСС.
По данным социологов, за три дня до голосования от 20 до 30% избирателей пока не определись окончательно, пойдут ли на выборы и за кого станут голосовать
В соответствии с законодательством ровно в полночь вступил в силу запрет на проведение любой агитации, включая показ предвыборных роликов по телевидению, проведение дебатов и встреч с избирателями, распространение газет и листовок. С улиц и площадей должны быть убраны все крупномасштабные баннеры и билборды, агитирующие за партии или отдельных кандидатов в депутаты. Любая агитационная деятельность в день тишины считается незаконной и должна повлечь наказание для нарушителя.
"Грязная" кампания
По числу официально выявленных нарушений законодательства нынешняя предвыборная кампания была одной из самых "грязных". Как сообщил за три дня до выборов министр внутренних дел Украины Арсен Аваков, властями возбуждено 227 уголовных дел в отношении нарушителей.
Большая часть нарушителей - 60% - это кандидаты-самовыдвиженцы, баллотирующиеся по одномандатным округам. По числу нарушителей среди партий и объединений лидируют Радикальная партия Олега Ляшко (7%), пропрезидентский "Блок Петра Порошенко" и "Батькивщина" Юлии Тимошенко (по 5%), объединивший часть бывших депутатов-регионалов "Оппозиционный блок" (4%). На долю возглавляемого Арсением Яценюком и Александром Турчиновым "Народного фронта" приходится 2% нарушений, к еще 9% нарушений причастны члены избирательных комиссий.
Общественная организация Комитет избирателей Украины даже составила карту страны с указанием тех округов, где выявлены различные случаи нарушений избирательного законодательства, прежде всего подкуп избирателей, использование черного пиара либо административного ресурса. За неделю до выборов на этой карте было отмечено около 70 избирательных округов, то есть примерно треть от общего количества, а с тех пор количество нарушений, по оценке экспертов, только увеличилось.
Угроза фальсификаций
Представители социологических организаций, следившие за ходом предвыборной кампании, и украинские СМИ высказывают опасения по поводу угрозы массовых фальсификаций при проведении голосования и подсчете голосов.
Эти опасения получили серьезное обоснование в середине последней предвыборной недели, когда в прессу просочились записи телефонных разговоров предположительно с участием днепропетровского олигарха-губернатора Игоря Коломойского. Участники этих разговоров договариваются о том, чтобы использовать подконтрольные Коломойскому добровольческие батальоны для "обеспечения порядка и безопасности" на избирательных участках в ходе голосования и при подсчете голосов.
После этой утечки представители ряда политических сил потребовали от президента страны немедленно уволить Коломойского и очистить избирательные участки от военизированных формирований и "любых людей с оружием", однако реакции на это обращение не последовало.
Глава МВД Аваков заявил, что сотрудники подчиненного ему ведомства "совместно с Нацгвардией и ВС Украины" готовы пресечь "любую провокацию" на выборах. Между тем, по закону к обеспечению порядка и безопасности в день голосования могут лишь сотрудники правоохранительных органов. Участие в этом процессе других военизированных формирований и подразделений вооруженных сил будет равносильно, по мнению политологов, тому, что выборы проводятся под дулами автоматов, а значит, их результаты легко могут быть поставлены под сомнение.
Позиция Запада
Впрочем, эти опасения вряд ли оправданы. Накануне выборов в Верховную раду Евросоюз и США, которые являются сегодня главными финансовыми спонсорами и политическими покровителями Украины, демонстрируют весьма благодушное настроение и фактически заранее соглашаются признать результаты выборов.
Например, официальный представитель госдепартамента США Джен Псаки выразила надежду на то, что выборы в украинский парламент пройдут в соответствии с международными нормами и станут важным шагом на пути к демократии. Не дожидаясь самого голосования и подведения его итогов, Псаки заявила, что США "готовы работать с новым парламентом Украины по вопросам борьбы с коррупцией, осуществления реформ и мирного урегулирования конфликта на востоке страны".
Со схожим заявлением выступил и представитель Европарламента Мартин Шульц, заметивший, что состав уходящей Верховной рады "не отражает политических тенденций страны и волю граждан". А вот у нового парламента, по "ощущению" Шульца, "есть шанс работать тесно и конструктивно" с президентом Порошенко, что "может придать большую согласованность и стабильность в стране".
Эти заявления позволяют предсказать оценку, которая будет дана выборам ведущими миссиями международных наблюдателей. Скорее всего, выборы будут признаны "соответствующими международным нормам и демократическим принципам", при этом будет указано на "определенные нарушения" в ходе предвыборной кампании и проведения голосования.
Центральная избирательная комиссия Украины зарегистрировала в качестве иностранных наблюдателей 2321 человека - существенно меньше, чем на предыдущих выборах. В это число входят и 19 представителей России, который будут участвовать в работе миссии ОБСЕ. Кстати, глава администрации президента РФ Сергей Иванов пообещал, что Россия признает результаты выборов, хотя и заметил: если выборы подобным образом проводились в России, то за рубежом заранее объявили бы, что результаты голосования "не признают никогда, потому что тут сплошные нарушения".
Цена вопроса
Исход воскресного голосования важен еще и потому, что он определит не только состав парламента, но фактически и состав правительства Украины. После февральских событий этого года Верховная рада вернула действие конституции, по которой Украина является парламентско-президентской республикой.
А это означает, что кандидатура на должность премьер-министра определяется не президентом, как это было при Викторе Януковиче, а фракцией либо коалицией фракций, имеющей большинство в парламенте. Президенту остается лишь формально внести эту кандидатуру на утверждение парламентом, а затем премьер формирует свой кабинет, который также утверждается парламентом (исключение - главы министерств обороны и иностранных дел, которые вносятся на рассмотрение парламента непосредственно президентом). Как показывает опыт, в такой конфигурации отношения между президентом, премьером и парламентом могут складываться весьма непросто, как это происходило во время президентского мандата Виктора Ющенко.
Конечно, нынешнему главе государства Петру Порошенко было бы гораздо комфортнее, если бы носящий его имя предвыборный блок сумел в одиночку добиться большинства в Раде. Но сделать это, судя по опросам, ему не удастся, даже если он укрепит свое бесспорное лидерство за счет перераспределения голосов, отданных за непрошедшие в парламент партии, и привлечения на свою сторону части депутатов-мажоритарщиков, избранных по одномандатным округам. Понадобится формировать коалицию, и Порошенко, формально сам не участвующий в избирательной кампании, поспешил заявить, что пропрезидентский блок рассчитывает достичь соглашения о создании такой коалиции уже в понедельник-вторник, то есть практически сразу после выборов.
Впрочем, возможные партнеры не торопятся откликнуться на этот призыв, предпочитая дождаться исхода голосования и затем уже решать, с кем договариваться и на что соглашаться. По мнению политологов, существует даже теоретическая возможность того, что все прошедшие в Раду партии договорятся "дружить против Порошенко", тем более что свою кампанию все они проводили с позиций критики президента. В этом случае формально победивший на выборах пропрезидентский блок рискует оказаться в оппозиции. Впрочем, в реальности же именно БПП станет основой коалиции, а прочие будут выступать в роли "младших партнеров".