На фестиваль Jūras Pērle супруги приезжают вместе уже второй год подряд. В прошлом году они побывали в Юрмале с внуком. Нынче же самый младший представитель династии Боярских, 6-летний Андрей, улетел отдыхать в Испанию с родителями - мамой Лизой Боярской и папой Максимом Матвеевым.
Есть актрисы, амплуа которых сразу не определишь. А вот Лариса - принцесса. Хрупкая как фарфоровая статуэтка, с белокурыми локонами и глазами в пол-лица. Именно такой ее запомнили и навсегда полюбили зрители Театра им. Ленсовета в спектакле «Трубадур и его друзья», где Трубадуром был неотразимый Михаил Боярский, а Принцессой - красавица Лариса Луппиан.
С тех пор какие бы роли ни играла Луппиан в театре и кино, в каждой из них чувствовались утонченность и благородство инфанты. Кстати, отчество у актрисы тоже королевское - Регинальдовна.
От Ташкента до Ленинграда
Голубая кровь в жилах артистки вовсе не сказки и не мои журналистские домыслы. Отец Ларисы Луппиан - наполовину немец, а наполовину эстонец - был наследником старинного дворянского рода и даже имел фамильный герб. Мама тоже смешанных кровей: наполовину русская, наполовину полька. А родилась актриса в Ташкенте.
- Это правда, что в детстве вы свободно говорили по-немецки?
- Какое-то время я жила с бабушкой, которая предпочитала разговаривать дома на языке Гете. Родители рано разошлись. Папа был ученым-изобретателем, мама - врачом. Я единственная, кто из нашей семьи стал актрисой.
- Когда вы впервые снялись в кино?
- Мне было девять или десять лет. В Ташкенте на студии «Узбекфильм» снимали фильм «Ты не сирота». В нем рассказывалось про узбекскую семью, которая взяла на воспитание после войны 15 детей разных национальностей. Это правдивая история, непридуманная. Я играла девочку по имени Дзидра.
- Дзидра? Это же латышское имя!
- Да, моя героиня была латышкой. А роль ее мамы сыграла в картине эстонская актриса Эве Киви.
- Домашние одобрили ваш выбор стать актрисой?
- Мама хотела, чтобы я стала врачом, а я мечтала о балете. У меня были хорошие физические данные для того, чтобы стать балериной. В детстве я обожала крутиться, вертеться, танцевать. Потом, уже будучи актрисой Театра им. Ленсовета, я без балетного образования исполняла роль на пуантах в спектакле «Блоха». Мне даже никто не верил, что я не училась балету.
Но балериной мне стать было не суждено, зато я с первой попытки поступила в Ленинграде в ЛГИТМиК, в мастерскую Игоря Петровича Владимирова. Он набирал тогда свой первый курс и вложил в нас всю душу.
Служебный роман
С тех пор вся судьба Ларисы Луппиан - и актерская, и личная - связана с Ленинградом. Этот город произвел на Ларису Луппиан колоссальное впечатление, она словно прилетела на другую планету. На первое время ее поселила у себя подруга папиной жены. И завертелось: студенческая жизнь, учеба, театр... Роковой роман с Михаилом Боярским тоже случился в театре.
- Вы познакомились с мужем в театральном институте. Боярский уже тогда был длинноволосым красавцем с усами и в шляпе?
- Когда мы познакомились, Миша был абсолютно лысый. Выручал из милиции каких-то своих друзей, ввязался в драку. В результате его забрали и обрили наголо.
Помню, я еще подумала тогда: «Боже, что за люди учатся в театральном институте, уголовники какие-то!» Но это было такое шапочное знакомство. В ту пору у Миши был другой роман, и я на него даже не смотрела.
- Говорят, когда Игорь Владимиров решил ставить спектакль «Трубадур и его друзья», он предложил Боярскому выбрать себе принцессу, и Михаил выбрал вас. Это действительно так?
- Такая легенда существует. Насколько она правдива, я не знаю. Правда состоит в том, что именно с этого спектакля и начались наши отношения - поначалу чисто дружеские, которые со временем переросли в нечто большее. Мы с Мишей их тщательно скрывали: ходили порознь, делали вид, что мало знакомы. Но шила в мешке не утаишь!
- Кто был инициатором этого служебного романа?
- Знаете, я уверена, что женщина всегда выбирает мужчину, а не наоборот. Мужчины более хрупкие, чем женщины. Мы можем на плечах вынести многое, а мужчины - это нежные цветы.
- Свадьба была пышной?
- Тогда это было не принято и никому не нужно. Мы расписались и пошли в «Сайгон», что на углу Владимирского и Невского проспектов, - там собиралась вся ленинградская богема. Выпили кофе и пошли в театр. А уже потом сыграли свадьбу для товарищей. Это были просто дружеские посиделки с вином, нехитрыми закусками и веселым театральным капустником.
Сюрпризы д'Артаньяна
Если верить всему, что пишут в прессе об этой паре, то супружеская жизнь Ларисы Луппиан не всегда была похожа на жизнь принцессы. Всенародно любимый красавец д'Артаньян не отличался примерным поведением. Михаилу приписывали и многочисленные измены, и пристрастие к алкоголю...
Но эта хрупкая и очень сильная актриса доказала, что поговорка «За успешным мужчиной всегда стоит мудрая женщина» работает на сто процентов.
- Вы сознательно ушли в тень знаменитого мужа, пожертвовав актерской карьерой?
- Мне было нетрудно это сделать. В театре наступил простой - мне перестали давать роли, родился Сережа... Да и со стороны Миши я всегда чувствовала любовь: он все делал для семьи.
- А сюрпризы он вам делал?
- Их было так много! Как-то пригнал к дому машину. «Выгляни в окно, - говорит. - Это твоя». И подает мне ключи. Со съемок «Трех мушкетеров» привез в дом живого козленка. Мы кормили его молоком, брали с собой в театр, чтобы не оставлять дома...
Однажды муж позвонил мне с гастролей: «Бери билет в Одессу, встречаемся завтра в 12 часов у Дюка». Я оставила Сережу с мамой, прилетела, взяла такси. Ровно в полдень стою у памятника Ришелье.
Появляется Миша с Максимом Дунаевским и еще несколькими друзьями и объявляет: «Едем в круиз в Батуми. Прямо сейчас!» Потом мы с ним часто ездили в круизы и вообще много путешествовали.
- В Латвии тоже отдыхать доводилось?
- И не раз! Хотя ваша страна у меня прежде всего ассоциируется с гастролями. Мы сюда часто приезжали с Театром им. Ленсовета.
Прибалтика вообще и Латвия в частности связаны с высокой культурой, европейской расой, очень интеллигентными людьми - интересными, образованными. Россия всегда любили Прибалтику, а уже мне сам бог велел - ведь во мне есть частичка эстонской крови. (Улыбается.)
Я очень люблю прибалтийцев, и ваше холодное море, и серое небо. Прибалтика - это что-то необыкновенное на европейской карте! Мы с Мишей всегда приезжаем сюда с удовольствием.
- Как вы проводите время, когда бываете в Риге или Юрмале?
- Ходим в театры, гуляем по морю, дышим бризом, встречаем закаты... Миша в каждый приезд в Ригу ездит на кладбище, на могилу брата Александра, который работал в вашем театре Русской драмы.
- Дружите с кем-то из латышских артистов?
- Закадычных друзей у нас здесь, пожалуй, нет. Но у Миши очень теплые приятельские отношения с Иваром Калныньшем.
Страничка лета
На фестивале Jūras Pērle Ларису Луппиан и Михаила Боярского каждый вечер можно было увидеть в концертном зале «Дзинтари», а по утрам - на пляже, неспешно прогуливающимися вдоль моря. От этой пары веяло невероятным спокойствием, умиротворением, домашним уютом. Да и как иначе? За плечами многолетний брак, выросли дети, подрастают внуки...
- Лариса Регинальдовна, как вы чувствуете себя в роли бабушки?
- Прекрасно. Я обожаю своих внуков, но в их воспитание не вмешиваюсь. Считаю, что голос бабушки совещательный. За детей отвечают их родители, и только от них зависит, кем станут дети, какое образование получат.
- Ваша дочь Лиза, вероятно, скоро догонит отца по популярности...
- Не знаю, сейчас немножко другие критерии. У Миши была просто запредельная популярность! Это было что-то невероятное... Могу сказать только то, что Лиза очень хорошая артистка и я спокойна за ее будущее.
- Чем вам запомнилось нынешнее лето?
- Мы отдыхали с Мишей в Турции. Скоро поедем на дачу под Петербургом. Но, конечно, ваш замечательный фестиваль Jūras Pērle останется в памяти как одна из самых ярких страничек этого лета.
Я не знаю, кто его организовал, но это какие-то сумасшедшие люди! Пригласить столько артистов, всех расселить, устроить потрясающий праздник гостям Юрмалы и зрителям... Это же так дорого! И никогда не окупится проданными на концерты билетами. Фестиваль явно некоммерческий - просто людям хотят сделать что-то приятное. В наше время это большая роскошь и огромная редкость.
- В следующем году приедете на Jūras Pērle?
- С радостью, если нас пригласят.
- Сейчас между Россией и Латвией не самые теплые отношения. Что вы думаете по этому поводу?
- Мы с Мишей никогда не обращали внимания на политику. Потому что люди живут отдельно от политики. Политики сами по себе, а люди сами по себе. И совсем неважно, о какой стране идет речь.
Досье «Субботы»
Народная артистка России Лариса Луппиан родилась 26 января 1953 года в Ташкенте. В 1970 году приехала в Ленинград и поступила в Ленинградский государственный институт театра, музыки и кино (ЛГИТМиК).
По окончании вуза была принята в труппу Театра им. Ленсовета. Благодаря незаурядному сценическому дарованию очень быстро стала одной из ведущих актрис театра.
В 1970-80-е годы в репертуаре артистки были роли: Принцесса («Трубадур и его друзья»), Герда («Снежная королева»), Блоха («Левша»), Нина («Старший сын» Вампилова), Валентина («Прошлым летом в Чулимске» Вампилова), Полли Пичем («Трехгрошовая опера» Брехта - Вайля), леди Милфорд («Коварство и любовь» Шиллера).
Снималась в фильмах «Поздняя встреча», «Букет мимозы и другие цветы», сериалах «Мушкетеры двадцать лет спустя» (вместе с Михаилом Боярским), «Глухарь», «Улицы разбитых фонарей», «Тайны следствия», «Своя чужая жизнь», «Слово женщины», «Браво, Лауренсия!» и др.
В браке с Михаилом Боярским двое детей: сын Сергей, бизнесмен, и дочь Елизавета, актриса. Внуки - Екатерина, Александра и Андрей.
Живет в Санкт-Петербурге. Актриса Театра им. Ленсовета.
Мистика любви
Сегодня Лариса Луппиан не вспоминает о сложностях семейной жизни с Михаилом Боярским. Но когда супруги стояли на грани развода, в их жизни происходили абсолютно мистические истории.
- В тот день, когда было назначено слушание о разводе, у Миши случился жуткий приступ панкреатита. Его буквально вытащили с того света. Наверное, это был знак, чтобы восстановить нормальные отношения, - рассказывает актриса.
Был еще один необъяснимый случай. В конце 70-х было очень модно крутить тарелку и вызывать духов. Мы с подружками в театре тоже баловались такими спиритическими сеансами. Как-то я гадала на Мишу и вызвала дух моей бабушки, очень любившей меня при жизни. Мы начали гадать, и из букв сложилось слово: «Терпи». Бабушкино мнение я не смогла проигнорировать.
Елена СМЕХОВА.