«Травмирующий детскую психику мурал с элементами эротики и сатанизма» — вот что увидели в работе художника Кристиана Бректе обеспокоенные родители учеников начальной школы номер 40. Они начали выступили инициаторами сбора подписей на портале manabalss.lv за немедленную ликвидацию работы со стены школьного здания
«Вы знаете, все было очень неожиданно. Самое неожиданное — то, что мы об этом узнали сами из СМИ. То есть кто-то на внутреннем форуме в WhatsApp вдруг прислал фотографию изображение нашей начальной школы — сначала подумали, что это проект, эскиз. И были очень удивлены, что, оказывается, это уже есть, уже нанесено, и мы, родители, даже не были информированы. И это нас подвигло к инициативе. Мы, как родители, как ответственные лица, поняли, что должны защищать своих детей», — рассказала автор петиции на Наталья Константинова.
Она пояснила, что недовольство родителей адресовано в первую очередь городским властям, которые приняли решение, не поинтересовавшись мнением тех, кто пользуется зданием школы.
«У меня конкретно к художнику никаких претензий. Я понимаю что он художник, я понимаю, что художники — разные, есть разные стили живописи, это его видение, это его свобода выражения. У меня все претензии к куратору и — очень большие претензии — к Рижской Думе. То есть к тем, кто согласовывал, к тому, как они утвердили данное конкретное место. То вся претензия к выбору места и к тому, что нам навязали, как в советское время: просто уже нарисовали, а мы должны это всё проглотить», — отметила собеседница.
Преподаватель начальной 40-й школы Регина Лукьянчук тоже делает упор на то, что когда искусство выставляется в специально предназначенных для него местах (музеях, галереях, порталах), это личный выбор каждого, знакомиться с ним или нет, а тут — навязали, потому что хочешь не хочешь, а видишь.
В Департаменте имущества Рижской думы ответственность за согласование мурала на стене школы с себя сняли и сослались на другой столичный департамент — образования, культуры и спорта.
Там, впрочем, тоже заявили, что согласование происходило без их прямого участия.
«Департамент ежегодно проводит около 40 конкурсов по самым разным направлениям. Конкретная работа была поддержана в рамках конкурса по финансированию культурных проектов Рижской думы. Была создана конкурсная комиссия, куда вошли специалисты отрасли. На проект по итогам конкурса выделили софинансирование в размере 6 000 евро. Далее за его реализацию отвечали кураторы – им нужно было получить все разрешения и согласования», — сообщила представитель департамента Индра Вилде.