"Исторической" и "удивительной" называют западные СМИ и аналитики намеченную на 12 февраля на Кубе встречу глав двух Церквей - Франциска и Кирилла. Обзор их менений подготовил портал inopressa.ru
Событие готовилось много лет при активном участии нынешнего Патриарха, тогда митрополита, и стало возможным благодаря харизме и дипломатии Папы Франциска.
"Со встречей на Кубе полностью сформируется образ Кирилла как мирового лидера. Для Папы встреча в Гаване станет настоящим успехом", - комментирует итальянский историк. Американские издания отмечают геополитическое значение встречи как для обеих конфессий, указывая на тесную связь предстоящих переговоров с конфликтными отношениями Церквей на Украине, так и для президента Путина, который стремится преодолеть международную изоляцию.
Итальянский профессор истории и основатель католической Общины святого Эгидия Андреа Риккарди в своей статье для Corriere della Sera рассказывает о многолетней подготовке предстоящей встречи на Кубе между главами двух Церквей.
Ватикан со времен Иоанна Павла II хотел провести встречу, но Московский Патриархат всегда проявлял осторожность и заявлял, что событие не может состояться по причинам католического "прозелитизма" на территории Православной церкви или проблем, связанных с украинскими греко-католиками, которые после 1989 года обрели свободу. "Попытки провести встречу между папой Войтылой и патриархом Алексием II в Венгрии и в Австрии провалились. Вероятно, РПЦ еще не чувствовала себя достаточно единой и уверенной, чтобы совершить подобный шаг. Главным участником контактов со стороны Москвы был в то время авторитетный митрополит Кирилл, часто бывавший в Риме, где он встречался с только что избранным Бенедиктом XVI", - напоминает автор статьи.
Кирилл - последователь митрополита Никодима, ключевой фигуры в РПЦ в советскую эпоху, друга Рима, умершего в ходе аудиенции с Иоанном Павлом I. Патриарх Московский хорошо знает и уважает Римскую Церковь, но он всегда заявлял, что еще не пришло время встречаться с Папой. По словам Кирилла, такое событие должно быть "историческим" и хорошо подготовленным, пишет историк.
29 ноября 2012 года Андреа Риккарди был приглашен на обед с Патриархом Московским, и, как выяснилось, тот был расположен встретиться с Бенедиктом XVI, но, по его словам, еще не получил согласия своих епископов. Тогда он только-только вернулся из одобренной Путиным поездки в Польшу, в ходе которой он приложил усилия к русско-польскому примирению. Русский епископат менялся под его руководством.
Кирилл предложил программу встречи в Милане, которая бы завершилась обращением Папы и Патриарха к Европе. Но Ватикан, к удивлению автора статьи, не торопился отвечать на предложение Кирилла, хотя "встреча с Кириллом казалась мне сильным сигналом в период кризиса понтификата. Делегации Москвы и Рима должны были бы встретиться, но Рим демонстрировал странную медлительность. Встреча между делегатами была отменена 11 февраля 2013 года, когда Бенедикт XVI ушел в отставку. Тогда стала понятна причина медлительности. Дверь закрывалась, и понтификат Франциска, казалось, не вызвал особого энтузиазма у Москвы".
Но спустя три года после ухода Бенедикта, 12 февраля 2016 года Кирилл и Франциск встретятся в аэропорту Гаваны. Встреча станет возможной благодаря систематическим контактам между Римом и Москвой. Это будет дебют на высоком уровне, который откроет новый сезон в отношениях. Устанавливается прямая связь, которую уже никогда нельзя будет разорвать. Встреча будет состоять из двухчасовых переговоров между двумя лидерами и подписания важного документа. Это историческое событие, но оно проходит не в Европе, как бы означая, что страница перевернута: новый мир - для новых отношений, говорится в статье.
"В июне на Крите пройдет Всеправославный Собор, подготовка к которому длилась более полувека. Кирилл хочет встретиться с Папой до этого события. Со встречей на Кубе полностью сформируется его образ мирового лидера. Для Папы встреча в Гаване станет настоящим успехом. Его харизма и терпеливый диалог его соратников открыли дверь, которая казалась закрытой", - пишет автор статьи.
"Меньше чем за три года с момента своего избрания [Папе Римскому] Франциску удалось то, что не удавалось многим поколениям его предшественников. Это просто-напросто удивительно". Так в интервьюForeign Policy прокомментировал предстоящую 12 февраля встречу глав двух христианских конфессий американский журналист и историк Католической церкви Рокко Пальмо. По его мнению, это событие "может иметь геополитическое значение с учетом того, какие группы людей они представляют". Результатом этой встречи может стать "переоценка отношений между церквами", считает корреспондент Бенджамин Солоуэй.
"С политической точки зрения для установления дружественных отношений между Папой и Патриархом самое время. Но без крепких личных связей, выстроенных за годы молчаливых, согласованных усилий, запланированная встреча была бы немыслима", - убежден автор. Историю ее подготовки он отсчитывает от встречи папы Павла VI с патриархом Константинопольским Афинагором, "первым среди равных" православных патриархов, которая состоялась в 1964 году.
Как отметил Пальмо, сближению способствовало и то, что нынешний Патриарх РПЦ раньше возглавлял Отдел внешних церковных связей РПЦ. В этом качестве он встречался с предшественниками Франциска - Иоанном Павлом II и Бенедиктом XVI, причем "в Риме к нему отнеслись очень хорошо". "Так что на следующей неделе на Кубе встретятся два человека, которые не только говорили по телефону, но и хорошо знакомы с церквами друг друга", - добавляет Солоуэй.
О том, "почему встреча между Папой и главой РПЦ так важна", размышляет Бамзи Банчири в The Christian Science Monitor.
"Это будет первая встреча Папы с российским патриархом с момента разделения христианства на восточную и западную ветви почти тысячу лет назад", - отмечает журналист. Это решение объясняется, главным образом, "теми трудностями, с которыми христиане столкнулись в некоторых частях мира, особенно на Ближнем Востоке".
"Но это не единственная причина, по которой встреча предстоятелей важна, в силу сложной истории взаимодействия двух церквей, - отмечает автор. - Православный предстоятель также стремится приблизиться к двум другим стратегическим целям - "отсрочить окончательный разрыв между Московским Патриархатом и Украинской Православной Церковью, а также еще больше усложнить отношения Украинской Греко-Католической Церкви с Римом, как сообщается в журнале [National Review]".
"Папа Франциск выступит за религиозные свободы для католиков в России и на Украине, - говорится в статье. - Для Франциска эта встреча может стать важным достижением в рамках давних стараний Ватикана преодолеть разногласия в христианстве".
"Историческим шагом" называет предстоящую встречу и The New York Times.
Для Франциска встреча станет результатом деликатной и длительной дипломатии, которая отчасти началась несколько десятилетий назад при Папе Иоанне Павле II, и является очередным рубежом в его попытках примирить Католическую и Восточные Православные Церкви, говорится в статье.
По словам официального представителя Ватикана Федерико Ломбарди, обсуждение встречи шло "по крайней мере, два года", и тот факт, что оба лидера планировали быть в Латинской Америке, создало возможность для "нейтрального места" встречи.
"Темп примирения между Россией, самой большой страной в мире, и Ватиканом, самой маленькой, был быстрым. Они договорились об установлении дипломатических отношений только в конце 2009 года, и российский президент Владимир Путин встретился с Франциском в июне 2015 года, что считается прорывом изоляции России от Запада из-за кризиса на Украине", - говорится в статье.
По большей части, трения между Церквами были результатом территориального диспута, когда руководство РПЦ обвинило Римско-Католическую Церковь в прозелитизме в России и на Украине, отмечают авторы статьи Элизабетта Поволедо и Джим Ярдли.
Альберто Меллони, историк Ватикана, также отметил, что встреча на Кубе имеет важные геополитические последствия, поскольку она состоится в то время, когда американские и европейские дипломаты стремятся изолировать Россию.
Историк отмечает, что РПЦ тесно связана с государством, и встреча с Папой требует разрешения со стороны Путина. Одобрение встречи позволяет российскому президенту продемонстрировать альтернативные пути, которые он может использовать, чтобы избежать изоляции, считает Меллони.
"Для Путина это хороший результат, - полагает он. - Он очень геополитический".
"Встреча Папы Франциска и Патриарха Кирилла - шанс для РПЦ и Кремля" - утверждает в заголовке французская газета La Croix.
Путин и Патриарх Кирилл преследуют собственные цели: президент - восстановить могущество бывшей советской империи, Патриарх - укрепить, как внутри страны, так и за ее пределами, влияние Церкви. "Поэтому оба они готовятся пожать дипломатические плоды встречи Папы и главы "Третьего Рима", - отмечает корреспондент Самюэль Лиевен.
Из-за кризиса и европейских санкций Россия оказывается во все большей изоляции на международной арене, "и в этих обстоятельствах Владимир Путин - без чьего согласия, как говорят в России, встреча бы не состоялась - только выиграет, если Кирилл и Франциск заключат друг друга в объятия на телеэкранах всего мира", подчеркивает издание. "Подобный жест оправдал бы действия российского президента сразу на двух фронтах - в деле спасения христиан Востока и защиты "традиционных ценностей", попираемых секуляризованным Западом, - в момент, когда сам он политически ослаблен и испытывает угрозу из-за подъема ислама".
"Что касается Кирилла, перспектива стать первым Патриархом Московским, который встретится с Папой, тем более накануне Великого Всеправославного Собора, соответствует его стремлению стать фигурой номер один в мировом православии, - полагает La Croix. - К тому же значимость кубинской встречи позволит Кириллу улучшить свои позиции в глазах Кремля после того, как он не слишком активно поддерживал Путина в украинском вопросе".