«Кризис не миновал. Потому что у него уже есть история. Мы сейчас говорим о нем в основном в контексте русско-украинской войны, но история кризиса более долгая.
Она в значительной степени связана с «ковидом», который нарушил торговые цепочки
и вызвал сокращение потребления зерна в том числе в Северной Африке. В результате ослабла продовольственная безопасность. Она ухудшилась еще до начала войны. Но с войной она ухудшилась еще сильнее», — прокомментировал Латвийскому радио 4 доктор исторических наук Леон Тайванс сообщение о возобновлении морского экспорта продовольствия из украинских портов.
Он пояснил, что возобновление украинского морского экспорта важно по нескольким причинам. Во-первых, в Украине в элеваторах, по его словам, скопилось более 20 млн тонн зерна, и их надо срочно вывозить, чтобы освободить место под новый урожай. Во-вторых, альтернативные пути — поездами, автомобилями — имеют недостаточную пропускную способность. В третьих, российское и украинское зерно относительно дешевы, и на него рассчитывают на Ближнем Востоке и в Северной Африке (где главным потребителем является Египет): уже сложились торговые пути, заключены многолетние контракты и др.
А нехватка продовольствия в этом регионе может привести к далеко идущим последствиям, и это, по словам Л. Тайванса, понимают политики и в Европе, и на Ближнем Востоке.
«Вспомним Арабскую весну в 2011 году. В 2010-м в России был плохой урожай, после чего цены на хлеб резко повысились. Надо сказать, что в Египте, Алжире, в меньшей степени в Марокко хлеб дотируется. И представьте себе, что государство тогда столкнулось с необходимостью дотировать хлеб до такой степени, что не хватило денег. Тогда пришлось поднять цены на те же булочки с сезамом, а население их не могло себе позволить. Многие стали голодать; начались беспорядки, демонстрации. В итоге произошли кровавые события, в результате военная диктатура в Египте установилась заново, а в 2015-2016-м начался массовый исход населения из Африки. Но это уже другой рассказ, — рассказал Л. Тайванс.
Политтехнолог же Филипп Раевский, рассуждая о том, почему Москва оказалась заинтересована в упомянутой сделке, благодаря которой возобновился морской экспорт из Украины, предположил, что не в последнюю очередь из-за желания сохранить связи с Ближним Востоком и влияние на него.
«Страны, которые зависят от украинского зерна, очень важны для РФ в смысле поддержки в ООН. И вообще мы видим, что акцент РФ переносится в этот регион, и они хотят влиять на него,
в том числе через продовольственные поставки. А если там нет хлеба, там всякое начинается — от восстаний до потоков беженцев. И РФ заинтересована контролировать эти процессы, чтобы оказывать давление на Европу», — считает гость «Открытого вопроса».