"Прав президент Раймонд Вейонис: не нужно предаваться теориям заговора, надо позволить правоохранительным органам сделать свою работу. Всевозможных гибридных монстров, напавших на Латвию, уже стало намного больше, чем их существует в природе. Понятно, что президент Банка Латвии Илмар Римшевич рисует картину заговора банкиров, в которой он сам является доблестным борцом с отмыванием денег, а злые силы с ним хотят поквитаться. Это нормальная тактика защиты , - пишет Марис Краутманис в "Неаткариге".
Но есть целый ряд различных наблюдателей, политологов и политиков, которые уже с полной серьёзностью заявляют, что уже чуть ли не Апокалипсис случился - диверсия, угроза, гибридная война, Москва так и тянется разрушить имидж Латвии как государства, у финансовой системы будет страшный кризис доверия и огромные денежные потери.
Конечно, есть в соседней стране люди, которые прыгают в воздух от радости из-за задержания Римшевича, Латвия не в самом хорошем свете упоминается в крупнейших финансовых СМИ мира, но факты остаются фактами — у президента Банка Латвии был сделан обыск, он подозревается в требовании и получении крупной взятки.
Это тот случай, когда плохие новости для СМИ поставляет политико-экономическая элита нашей страны, а «атака», если можно так выразиться, исходит не от гибридных троллей России, а из финансового отдела Министерства финансов США (FinCEN). Это учреждение объявило, что оно намерено ввести санкции на банк ABLV за схемы отмывания денег, которые помогли северокорейской ядерной программе, а также незаконной деятельности в Азербайджане, России и на Украине. В отчёте FinCEN также говорится, что руководство ABLV Bank до 2017 года использовало взятки, чтобы влиять на должностных лиц в Латвии, стараясь предотвратить направленные против банка юридические действия и уменьшить угрозу операциям с высоким риском.
Конечно, очень неприятно, что Латвию таскают по СМИ, но коррупция имеет место во всем мире.
На задержание Римшевеча можно посмотреть с другого ракурса - не с того, что все у нас насквозь коррумпировано, но у нас есть страна со столь сильными правоохранительными органами, которые могут взять любого, даже президента Банка Латвии.
Аналогично, если удастся разрулить проблемы ABLV банка таким образом, чтобы на этот раз не понадобилось взвалить их на налогоплательщиков, это будет замечательно, и можно будет радоваться тому, что финансовая система в Латвии является суперстабильной.
Римшевич много рассказывает о крупнейшем акционере Norvik банка Григории Гусельникове: какой он плохой человек, основал банк на заемные деньги, обманул Комиссию по надзору за финансовыми рынками (FKTK). Однако, пока кажется, что KNAB до банка Norvik не добрался и Гусельникова не допрашивал. Дело о другом банке.
Дело, очевидно, касается Trasta komercbanka, которое прекратило работу в 2016 году. Глава KNAB Екаб Страуме сказал, что в конкретном уголовном деле фигурируют два лица — высокое должностное лицо из Банка Латвии и физическое лицо, а сумма взятки как минимум 100 000 евро. Уголовное дело не связано «ни с одним кредитным учреждением, которое в настоящее время действует в стране». Поэтому ни ABLV, ни Norvik bank, а Trasta komercbanka будет местом, где зарыта собака. В связи с ликвидацией этого банка в изоляторе посидел администратор неплатёжеспособности Марис Спрудс и ряд юристов и руководителей. Пока неясно, в какой степени дело Римшевича связано с фигурой Мариса Мартинсонса.
Римшевич прямо ничего не говорит, но «позволяет каждому самому сделать выводы», что банкиры, возможно, заказали дело против него в KNAB, но это звучит неубедительно. Если бы в KNAB все еще были у власти Юта Стрике и Юрис Юраш, которые в свое время не стеснялись фабриковать политические уголовные дела, тогда можно было бы прийти к такому выводу. Но теперь KNAB изменился, у него появился новый глава, пришедший из Службы военной разведки и, по крайней мере, пока он не дал никаких оснований сомневаться в своей принципиальности. Трудно представить, чтобы ABLV или Norvik могли свистнуть ему и приказать: «Хватай его, хватай Римшевича!»
Это дело — большой вызов для Страуме. Фотография, на которой Римшевич запечатлён за столом с тёмными личностями из России, парадоксальным образом работает сейчас скорее на него самого, так как путает следы еще больше, и уводит внимание публики прочь от дела о взяточничестве.
С Римшевичем все настолько плохо, что, даже если он окажется совершенно невиновным и его оправдают в суде, свою прежнюю репутацию видного и умного должностного лица он никогда не восстановит.
В Латвии у него есть друзья, которые от него не отвернутся независимо от того, будет он осуждён или нет; есть и много сочувствующих в обществе, которые не могут поверить, что он мог вымогать деньги у банков. Однако он также является членом совета Европейского центрального банка. В таких кругах можно стать «токсичным» на пустом месте — достаточно подозрений. Римшевича могут начать игнорировать, переходить на другую сторону коридора во избежание встречи, не подавать ему руки.
Вряд ли в таком статус можно плодотворно работать с финансовыми делами Латвии и Европы. Понятно желание Римшевича не проявлять слабости и не уходить в отставку, но и оставаться он больше не может."