В ушедшем 2023 году более полутора тысяч человек обратились за убежищем к Латвии. Число просителей убежища в последние годы стремительно и заметно выросло:
Куда направляются лица, получившие отказ в предоставлении убежища? Короткий ответ: они убегают. Управление по делам гражданства и миграции (PMLP) сообщило Комиссии Сейма по гражданству, миграции и сплочению общества, что 1354 просителя убежища из 1591, которым было предоставлено место, сбежали из центра размещения просителей убежища в Муцениеках. Новинкой прошлого года стало размещение просителей убежища в Лиепне, чуть дальше от Алуксне. С 23 августа и до конца года туда были доставлены 279 человек и 209 человек уже сбежали оттуда. Страница, вошедшая в подготовленную PMLP презентацию о циркулировании таких людей, заслуживает того, чтобы ее посмотреть в исходном виде:
Латвия увеличила количество мест для приема беженцев
Создание нового приюта для просителей убежища было основано на правильном прогнозе о том, что число просителей будет увеличиваться и государству придется с этим что-то делать. Пока самый экстремальный сценарий, согласно которому события в Украине, России и Белоруссии вызовут поток беженцев, подобный тому, который наблюдался в первые месяцы после вторжения России в Украину, пока не реализовался. Увеличение потока просителей убежища было достаточно медленным, чтобы Латвия могла как получать, так и осваивать финансирование Европейского Союза для управления беженцами.
Еще свеж в памяти приток беженцев почти десятилетней давности, который объяснялся гражданской войной в Сирии. После этого количество беженцев, прибывающих в Европу, в том числе и в ее периферийную Латвию, становилось все меньше и меньше, несмотря на войны. Однако такое сокращение, похоже, имело эффект сжатой пружины. В прошлом году число беженцев достигло рекорда.
Белоруссия организовала толпы нарушителей границы
Новые времена в истории приема беженцев наступили и в Латвии в конце 2021 года, когда Белоруссия собрала (пригласила, обманула) людей с Ближнего Востока и сбила их с толку, предлагая пробираться в Европу через белорусскую границу с Польшей. Но та смогла противостоять массе беженцев собственной массой пограничников. Гораздо меньшие объемы беженцев Белоруссия направила к своим границам с Литвой и Латвией.
Пограничники умеют говорить резкие слова
Если прошение о предоставлении убежища было отклонено несколькими инстанциями, заявитель должен покинуть страну. По данным Управления, в прошлом году было выдано 441 распоряжение о выезде, из которых 401 было исполнено к началу марта этого года. Не все те, кто не покинул Латвию незаконно, останутся в стране, так как распоряжения о выезде можно оспорить и попросить отсрочку исполнения. Если проситель убежища исчерпал все возможности договориться с государственными органами о том, чтобы остаться в стране, но не предоставил никакой информации о выезде, PMLP указывает Государственной пограничной охране, что его следует выдворить принудительно.
Государственная пограничная охрана подтвердила, что в прошлом году она выслала из Латвии 45 человек. Высылаемые из Латвии люди могут быть депортированы либо в страну происхождения или гражданства, либо в любую другую страну, где они имеют право находиться, либо в страну, из которой они прибыли в Латвию. В прошлом году странами с наибольшим количеством адресов высылки были Узбекистан, Индия и Грузия, в список попали также Камерун, Нигерия.
Только в одном случае Латвии пришлось договориться с другой страной о том, что она примет человека, высланного из Латвии. В остальных случаях люди отправлялись в страны, куда им разрешен въезд в соответствии с их гражданством.
Ответ на вопрос, во сколько обходятся Латвии подобные процедуры, прозвучал туманно: "Стоимость высылки зависит от пункта назначения, вида высылки (наземная или воздушная), количества стран транзита и состава конвоя".