«Есть свидетельства о том, что людей арестовывают и сажают в тюрьму по анекдотическим поводам: не только за размещение инакомыслящих постов в социальных сетях, но и просто за чтение информации из авторитетных источников на своих компьютерах. Людей арестовывают просто за то, что они говорят по-белорусски, поскольку это рассматривается как форма протеста. Такая степень репрессий, похоже, направлена на полное уничтожение гражданского общества и независимых мнений.
Всего несколько лет назад мы все видели кадры, на которых сотни тысяч белорусов мирно маршировали по улицам в знак протеста против фальсификации режимом Лукашенко президентских выборов в августе 2020 года. Теперь режим мстит собственному народу, поскольку белорусы регулярно подвергаются преследованиям за свою роль в этих демонстрациях. Ранее на этой неделе белорусский блогер Николай Климович умер в тюрьме под Витебском после того, как ему отказали в лекарствах от сердечных заболеваний. Его обвинили в публикации в социальных сетях сатирической карикатуры на Александра Лукашенко».
В докладе доктора Аскенсио говорится о систематических нарушениях прав человека, происходящих на регулярной основе, включая регулярное применение пыток к задержанным, бесчеловечные и унижающие достоинство условия содержания в тюрьмах, безнаказанность за злоупотребления и нарушения, отсутствие независимой судебной системы и справедливого суда.
По словам Карпентера, белорусские власти пытаются оправдать репрессии, фальшиво приравнивая инакомыслие и оппозиционное движение к фашизму. «Это ясно показывает, насколько режим боится любой критики. Недавние так называемые "конституционные реформы" возлагают на родителей обязанность готовить своих детей к, цитирую, "общественно полезному труду" и наказывают их неспособность сделать это угрозой отъема детей», - продолжил он.
Рекомендации доклада призывают немедленно освободить политических заключенных, обеспечить достойные условия содержания под стражей и немедленное предоставление медицинской помощи всем задержанным, соблюдать гарантии справедливого судебного разбирательства и другие применимые меры правовой защиты, а также соблюдать собственную конституцию.
«Позвольте мне сказать, что горько видеть гордую страну, которая так много выстрадала во время Второй мировой войны и при советской власти, и общество, которое так смело выражало свою национальную идентичность и гражданское самосознание в последние годы, подавленное репрессиям со стороны белорусского полицейского государства», - сказал он.
На вопрос, что сейчас на практике можно сделать, чтобы освободить политических заключенных в Беларуси или хотя бы облегчить условия их содержания, Майкл Карпентер ответил так:
«Я думаю, что здесь крайне важно обеспечить, чтобы мы требовали подотчетности и чтобы мы создали механизмы для обеспечения подотчетности тех, кто задерживает и вовлечен в вопиюще неправомерный судебный процесс, который привел к их задержанию. Я подчеркну, что в наши дни, благодаря современным технологиям, программам распознавания лиц и всем другим возможностям, которых не существовало всего пару десятилетий назад, есть средства, позволяющие персонально вычислить тех, кто несет ответственность за нарушение прав человека других людей - в данном случае политических заключенных - и со временем добиться справедливости».
*Московский механизм ОБСЕ — метод работы ОБСЕ в области человеческого измерения по инициативе стран-участниц. Включает создание миссий экспертов или докладчиков для работы с положением с человеческим измерением в определённой стране. Эксперты и докладчики не могут быть назначенцами, гражданами или резидентами соответствующей страны или государств-инициаторов миссии. Механизм введён Московским документом СБСЕ в 1991 году в развитие Венского механизма, предусматривавшего двусторонние встречи и обмен информацией по тематике человеческого измерения.