Россия хочет изменить мировой порядок и доминировать в мире. Для этого Москве требуется слабый Европейский союз (ЕС), и мы с Россией фактически находимся в состоянии войны, потому что слабый ЕС означает и слабые страны Балтии, заявила в интервью агентству ЛЕТА депутат Европейского парламента от Литвы Лайма Андрикиене.
- Недавний доклад Департамента государственной безопасности Литвы свидетельствует о все более возрастающей угрозе для Литвы со стороны России. Понимают ли в коридорах ЕС, насколько опасной нынешняя ситуация выглядит с позиции стран Балтии?
- Это ежегодный доклад Департамента государственной безопасности, наиболее важной частью которого является оценка текущей ситуации. В основе всего этого угрозы со стороны России, которая хочет изменить мировой порядок. Она хочет доминировать в мире, возможно, вместе с еще какой-либо страной или несколькими странами. Для России очень выгоден слабый ЕС. Литва как член ЕС также является частью этой большой игры. Для нас сильный ЕС означает и сильную Литву, и наоборот. Поэтому мы фактически находимся в состоянии войны.
Когда я говорю о состоянии войны с Россией, я подразумеваю гибридную войну, кибервойну, их попытки вмешательства в выборы в других странах.
Недавно мы получали такие сообщения из Нидерландов, затем из Франции, а теперь аналогичные новости приходят из Германии. Они пытаются повлиять на нашу политическую обстановку, выборы наших парламентов и президентов. Одновременно следует учитывать и те шаги, которые Россия предпринимает в соседних с нами странах на востоке - на Украине, в Грузии, Молдове и многих других, в том числе в Белоруссии.
Инструменты, которые использует Россия, сравнительно новы, и мы должны быть готовы им противостоять. Разумеется, обо всем этом мы говорим в комитете Европарламента по безопасности и обороне с нашими партнерами по НАТО и различными другими институтами Брюсселя, а также, конечно же, с нашими американскими партнерами.
Когда мы говорим о безопасности и обороне, люди сразу думают, что это как-то связано с вооруженными силами Европы, с европейской обороной. Это, конечно, важная составляющая, но вопрос гораздо шире - мы не говорим об европейской армии как таковой, мы думаем о том, как укрепить европейские силы НАТО, как лучше защитить наши границы, как добиться, чтобы наши вооруженные силы были лучше организованы, чтобы избежать двойных трат.
- Враждебные Западу страны научились использовать ложные сообщения, чтобы подрывать один столпов западного мира - свободу слова и прессы. Как ЕС может с этим бороться? Возможно, следует укреплять сами средства массовой информации?
-Я родилась в оккупированной Литве и помню, как когда-то в юности мы мечтали о том, что, если у нас будет информация, если нам будет дозволено самим получать ее, нам будет легко понять, что правда, а что нет. Сейчас мы живем в век информации, но не так уж легко понять, какие сообщения являются подлинными, а какие фальшивыми. Люди должны быть хорошо образованы, они действительно должны обладать хорошими навыками, чтобы почувствовать разницу. Недавно даже один из евродепутатов перепубликовал фальшивое сообщение и только спустя какое-то время осознал, что это чистой воды вранье.
У меня нет рецепта для СМИ, как бороться с этим явлением. Что касается людей, то им каким-то образом нужно освоить эти навыки, тогда мы с этим явлением справимся. Недавно я читала статью на одном из литовских интернет-порталов, где людям разъясняли, как распознавать сообщения, которые не соответствуют действительности. Но ясно, что это потребует времени.
- Ощущаете ли вы в Европарламенте единство стран Балтии?
- В группе Европейской народной партии (ЕНП) у нас отличное единство, чего не могу сказать про все политические партии. В ЕНП мы едины и понимаем друг друга без слов. В этом нет никаких сомнений. Нашими самыми близкими союзниками всегда были латыши и эстонцы. В группе ЕНП, к сожалению, у нас только один эстонец, но коллег из Латвии намного больше, и это очень помогает. Между нами царит настоящая балтийская солидарность, в полном смысле этого слова.
LETA.