То, что наблюдает Анда Лице, долгое время проживающая на селе, так это то, что людей сознательно выживают из латвийского села.
"С тех пор, как Латвия является членом Евросоюза, государство свою недееспособность и неспособность, но по большей части нежелание решать проблемы, прикрывает требованиями Брюсселя, кризисом и глобализацией. Малоподвижный, обремененный всевозможными регулами управленческий аппарат и ненамеренно суженное законодательство позволяет процветать преступности, начиная от выдавливания с рынка мелких и средних крестьянских хозяйств, заканчивая торговлей детьми, которая, как выясняется, происходит в рамках усыновления", - пишет Лице.
"Конечно, можно во всем винить правительство и Сейм, однако все же придется признать - общество в общей своей массе глубоко деградировало. Нам нужны молодые люди с новым мышлением, говорит учитель Юрис Цалитис. Но где их взять в то время, когда так много молодых людей уехало, а оставшихся одолевает огромная апатия и безразличие?", - вопрошает Анда Лице.
Минувшей осенью публицист была шокирована тем, что на селе почти никого не осталось, в этой связи празднование столетия Латвии в будущем году, по ее мнению, является довольно сомнительным.
"Этой осенью я в своей любимой Видземе спустя неделю после государственных праздников испытала культурный шок - в доме культуры в центре округа на просмотр документального фильма столетия "Восемь звезд" собралось 7 зрителей! Среди них не было ни одного представителя самоуправления, учителя или школьника. Как такое отношение можно связать со столетием государства и будущим Латвии, как на местном уровне, так и в масштабах всей страны?, - вопрошает женщина.
В дни Государственного праздника документального фильма Аскольда Саулитиса "Восемь звезд" ("Astoņas zvaigznes") демонстрировался во всех краях Латвии, причем вход на просмотр был бесплатным. Фильм рассказывает о самом ярком и трагическом явлении процесса самопознания латвийской нации – латышских стрелках.
"Не свидетельствует ли о сознательном выживании людей из села тот факт, что уже годами те, у кого нет личного автомобиля или новых ног, по выходным и праздникам не могут выйти из дома, так как местные автобусы не курсируют. Допустим, что это отношение Брюсселя к новым странам-членам ЕС, но какого же отношение самой латвийской политики? Предположим, виновата Рига, но почему такое забвение распространено в провинции? Есть ощущение, что все постепенно угасает", - написала публицист.
Сама Анда Лице является латвийским публицистом из семьи репрессированных. Будучи совсем маленькой в возрасте 8 лет Анда вместе с родителями в 1949 году была сослана в Сибирь. Там ее родители скончались. Она вернулась в Латвию в 1956 году, где закончила Булдурский садоводческий техникум. Работала садовым дизайнером, учителем, советником в Музее оккупации.
Фото: svetdienasrits.lv, la.lv