Старые люди раньше всегда откладывали на черный день, на «гробовые» — чтобы никого не затруднять своими похоронами. Реалии поменяли привычки даже стариков: сколько денег сгорело в пожарах денежных реформ 1990–го, 1997–го! Да и сейчас взрывной рост цен на все обесценивает любые накопления. Люди перестают копить, стараясь жить сегодня.
31% латвийцев, откладывая часть зарплаты, накопили сумму до 5 000 евро, 21% — больше 5 000 евро, а у трети жителей накоплений нет совсем, говорит исследование банка Luminor...
Нет стабильности
По сравнению с данными этого опроса, проведенного в декабре прошлого года, сильно ухудшилась ситуация для пенсионеров 60–74 лет — их накопления уменьшились на 16%, а также для жителей в возрасте от 30 до 39 лет, чьи накопления за два месяца уменьшились на 9%. А ведь это самый расцвет сил — у людей в этом возрасте уже должны быть стабильная работа и растущие доходы.
В прошлом году средняя заработная плата в Латвии составляла 1 006 евро после уплаты налогов, а средняя пенсия — 449 евро. Сегодня размер государственной пенсии не превышает 40–50% от уровня среднего дохода. Чтобы сохранить на пенсии нынешний уровень жизни, на пенсионные накопления надо отчислять около 70–80% от сегодняшних доходов, советуют банки.
Банкиры считают, что накопления нужны (кто ж поспорит) и средний размер накоплений должен быть минимум 3 000 евро. Но люди стали меньше откладывать не только потому, что нечего, а и потому, что боятся потерять свои оторванные по живому деньги. Ведь откладываешь на завтра – теряешь возможность использовать их сегодня. То есть обделять себя в молодом и зрелом возрасте, чтобы не голодать на пенсии?
Это ж сколько надо зарабатывать сегодня, чтобы откладывать реальные суммы на старость? А за эти годы цены так вырастут, если будет продолжаться сегодняшняя инфляционная вакханалия, что получится – и в жизни не жил, и на старости не разгуляешься.
А у многих вообще безнадега: откладывать – значит, не поесть, не купить лекарство.
Опрос показал, что 48% жителей Балтии не планируют вкладывать свои накопления в депозит. И это можно понять. Если бы депозит давал такой же процент дохода, какой банки берут за потребительские кредиты и ипотеку, то, конечно, желающих было бы больше.
У наших людей нет возможности купить акции прибыльного предприятия, инвестировать в перспективное строительство. Там, где есть прибыль, туда чужих не пускают, а куда пускают — там ненадежно. А кто отказался бы жить на проценты?
Прибыльное дело
Всеобщий кризис, призывы к населению экономить везде и во всем, и одновременно снижение доходов у подавляющего большинства населения страны и страшный рост тарифов на коммунальные услуги, на основные продукты питания и другие товары первой необходимости – это наши реалии сегодня.
Кто прежде ездил в отпуск в Италию – нынче снимает дачу в Гаркалне, кто планировал полноценный ремонт в квартире — ограничивается заменой кранов.
Вместе с тем банки ежегодно сообщают о прибыли. Так, свидетельствуют данные Банка Латвии, по итогам первого квартала этого года прибыль монетарных финансовых учреждений, в основном банков, составила 141,4 млн. евро, что на 76,7% больше, чем за тот же период 2022 года.
В том числе в марте монетарные финансовые учреждения работали с прибылью в размере 54,3 млн. евро.
Капитал и резервы монетарных финансовых учреждений составили в конце марта 3,196 млрд. евро, что на 6,2% больше, чем за тот же период 2022 года.
В целом за прошлый год прибыль монетарных финансовых учреждений составила 326,3 млн. евро, что на 26,5% больше, чем в 2021–м...
Лана ВАСИЛЬЕВА