Вот я, например, очень хочу узнать, кто же убил Влада Листьева. Когда его убили, мне было 28 лет, и я прекрасно помню и само это событие, и весь тот трагический антураж, включая фактически остановку телевещания в стране (почти все каналы, которых тогда, впрочем, было немного, 2 марта 1995 года остановили все свои передачи и чуть ли не весь день держали на экране фотографию Влада и подпись "Влад Листьев убит"; сейчас бы это назвали демотиватор).
Тогда был натуральный шок; в обществе еще оставалось некое остаточное чувство "мы", и вот мы - думаю, по всей стране - тогда чувствовали, хотя уже многие смутно, что это убийство -
это не просто "ай, жаль, хорошего человека убили", а что это такой своеобразный плевок в лицо всей нации.
Убили всеобщего любимца, причем реально всех - от подростков до бабушек. То есть тем убийством показали нагляднее некуда, что всю "нацию" тем самым не ставят ни в грош и кое на чем вертят. "А что вы нам сделаете, уроды - гыгыгы!" Примерно как у ребенка на глазах у его родителей отобрать его любимую куклу, показательно оторвать ей руки и ноги, бросить в грязь - и уйти посвистывая.
Мне как-то тогда, в 28 лет, казалось, что "ну вот так нельзя", что это было слишком уж вызывающе, и что ПОЭТОМУ убийц найдут. Однако никого, как мы знаем, так и не нашли. Ни заказчика, ни исполнителей - вообще никого. "Висяк". "Гы-гы-гы" было абсолютно правильным.
Народ, попросту говоря, принародно же "опустили". Чем ответил на это народ? Вестимо, чем. Тем, чем всегда отвечает русский народ в подобных случаях - обесцениванием и цинизмом. "А нам не больно-то и хотелось". "А нам все равно", "подумаешь, Листьев какой-то". То есть "ответ" народа был немного предсказуем - вскоре после своего убийства Листьев просто перестал быть любимцем. У него обнаружилась страшная вина перед народом - он дал себя убить. Такого у нас не прощают.
Поэтому и на это - реально великолепное видео-расследование, лучше любого Дудя - не будет ни особого интереса, ни реакции. Люди не любят вспоминать, как они оказались беспомощными, как их поставили всех в унизительное положение, а они ничего не смогли ответить. А ведь убийство Листьева - это было именно национальное унижение прежде всего. "Какого-то Листьева".
Влад Листьев - это такой символ обманутых надежд. Его, наверно, и должны были убить - так или иначе. И как раз на переломе 90-х. Именно тогда, когда нация убедилась, что она не справляется, что суровая реальность оказалась куда хуже, чем сулило перестроечное воодушевление. Не хочу сказать, что именно это убийство сломало самоуважение "уважаемых россиян" - там была серия ударов по самооценке. Но надломилось все примерно тогда.