«Если вы спросите меня, что надо сделать, я отвечу: позвать назад Карлиса Улманиса! Смешно, глупо? Объясню, почему, – поделился Герчиков. – Потому что такой расколости и разъединенности в госуправлении, как сейчас, у нас никогда не было. Складывается впечатление, что хозяина нет. То что происходит в разных министерствах просто неописуемо. Кажется, что там сумасшедший дом", - заявил в интервью "Неаткариге" президент акционерного общества «Dzintars», доктор экономики Илья Герчиков.
Например, расуждаем о медицине. Но никто, ни в этом, ни в прежнем правительствах и так далее, и, насколько я понимаю, ни один из возможных кандидатов в будущем не думает заняться самым главным – реорганизацией, реструктуризацией этого министерства. Пока что это дырявая бочка. Хозяин постоянно просит – дайте мне воды. Но может, для начала стоит отремонтировать эту бочку?
Чтобы не говорить абстрактно, конкретный пример. Кто-нибудь знает, сколько у нас семейных врачей? На сайте Минздрава сказано, что их более 1400. Но сертификацию получили только 960. Семейные врачи заявляют, что им всего не хватает. Но сколько пациентов они принимают, никто не знает. У каждого своя цифра… Министр говорит 1700, еще кто-то 1200… А на самом деле – сколько?!
Все начинается с того, что никто не знает, сколько жителей у нас в стране. Официальные органы, ЦСУ утверждают, что нас около двух миллионов. Но каждый из нас может проверить, что это неправда. Государственное агентство занятости сообщает, что занятых у нас 780 тысяч. Пенсионеров у нас 745 тысяч. Детей – 224 тысячи. Складываем – полтора миллиона. С того все и начинается».
По словам Герчикова, еще в 2006 году говорили, что в Латвии при 2,1 миллионе жителей аппарат госуправления – 160 тысяч человек. А сейчас, когда число жителей, фактически, полтора миллиона, аппарат госуправления – 220 тысяч.
«Половину бюджета съедает госуправление, – говорит он. – Но вместо того, чтобы провести кардинальные мероприятия, начинаются обсуждения – мы урежем 3%, не урежем. Создаем какие-то новые агентства. Речь о том, что ни одно правительство не занималось госаппаратом. Даже в худшие времена кризиса премьер Домбровскис категорически отказался уменьшить число работающих в госуправлении».
Чтобы добиться позитивных сдвигов в стране, Герчиков предлагает изменить систему выборов. «50% – мажоритарная система, 50% – списки партий. И списки партий будут приняты тогда, если в партии не меньше 500 членов, – поясняет он. – Если ты как депутат халтуришь, не работаешь, у нас есть право тебя отозвать. К тому же необходимы поправки, которые определят, что если человек, избранный от одной партии, переходит в другую, он должен сложить мандат.
А на посты министров надо ставить людей, у которых есть конкретная программа, профессионалов, проработавших в соответствующей отрасли не менее пяти лет. А у нас – случайные люди… В Министерстве экономики полно неэкономистов. В Минздраве – то же самое.
Но самым печальным выглядит то, что происходит в пенсионной системе. Если ее вообще можно назвать системой. Никто из нас не знает, как складывается его пенсия.
Мы пишем письма Министерству благосостояния. Это уникально: мы им одно, они нам другое. То есть они могут позволить себе самовольно уменьшать ваш капитал и за это не отвечать.
Как навести порядок? Убрать выдумку «Единства», что министр отвечает за свою деятельность только политически. А если он организовывает коррупцию? Его тоже нельзя призвать к ответственности? Нельзя! Вы не можете судить чиновника. Хотя они получают зарплату за счет налогоплательщиков. Практически получается так: я – работодатель – беру вас на работу, и, если вы не работаете, я вас должен уволить. Но мы – работодатели – не можем этого сделать. Посмотрите на протесты в Испании, во Франции, в Германии, если только задеты права человека. Там демократия для своих граждан существует де факто. У нас этого нет».