Саркандаугава – среди старейших районов города, в состав Риги включен в далеком 1828-м. На средневековых гравюрах можно увидеть домашний скот, который пасли в районе нынешней Ганибу дамбис. Здесь находились пастбища, тянущиеся до сегодняшней Саркандаугавы. В те времена живность держали прямо в городе (нынешней Старой Риге), а пасли за городом. Дорога, по которой гнали скот, позднее стала магистралью, соединяющей центр с окраиной – Ганибу дамбис.
Но лучшая магистраль проходила по воде - реке Саркандаугаве и ее рукавам. Саркандаугава была глубокой и судоходной. Не случайно здесь селились лоцманы, грузчики, рыбаки. ПЕТР I намеревался построить в районе порт, украсить окрестности величественным парком с каменным дворцом.
Планировку парка во французском стиле он заказал архитектору П. ЙОНШТЕЙНУ. О грандиозной задумке свидетельствует название, которое самодержец дал детищу – Второй Царский сад. Первый был заложен там, где сейчас находится парк Виестура.
Работы начались без проволочек: чернозем на окрестные пески завозили из поместья Дунтес - поблизости, 30 тысяч разновидностей деревьев - из ближних и дальних оранжерей, кирпичи и известь для будущего дворца - из Голландии. Появились пруды, беседки. В 1723-м монарх лично побывал на месте строительства.
К середине столетия сад становится одним из любимейших уголков отдыха горожан. Но в 1820-е его решено было отдать обделенным здоровьем - здесь открывается лечебница для душевнобольных. На ее территории еще сегодня можно увидеть вековые деревья, посаженные во времена Петра I...
Связана история района и с именем сподвижника царя – Александра Даниловича МЕНШИКОВА. Почти 200 лет назад нынешняя Саркандаугава была названа в его честь - Александровские высоты. Так же называлась и железнодорожная станция, открытая в 1872-м.
Меншиков сыграл видную роль во взятии шведской Риги. Когда в 1709 году русские начали осаду города, царь лично дал почин операции.
Вот что он писал:
"Сего дня по пятом часу до полуночи бомбардирование началось Риги, и первые три бомбы своими руками в город отправлены…»
Царь отбыл, штурм продолжился, однако особых успехов не принес: рижская крепость считалась одной из лучших в Европе. Через несколько месяцев Петр I посылает под Ригу Меншикова. Ему надлежало построить между Ригой и Динамюнде (Даугавгрива) новые укрепления, чтобы, по словам царя, «от прихода неприятельских кораблей к Риге большую обсервацию (защиту) иметь".
Меры оказались своевременными. 14 июля 1710 года русские войска вступили в город. А район, где сподвижник Петра I построил военные укрепления (шанец), вскоре стали называть Александровскими высотами.
Официально название Саркандаугава появляется лишь в 1919 году. Однако в современной латышской энциклопедии RIgas ielas, в которой речь идет об улицах и районах города, о 200-летнем русском прошлом Саркандаугавы - ни слова. Так сегодня пишется история Риги и Латвии...
Район во многих отношениях был первопроходцем. В 1784-м здесь построили первую на территории сегодняшней Латвии сахарную мануфактуру. Первая паровая лесопилка также была основана здесь – английским промышленником Ричардом ХАНТОМ в 1819-м. Как видим, западные инвесторы в той, русской Риге открывали не одни магазины.
Засветился в Саркандаугаве Иоганн ВЕРМАН - сын основательницы известного рижского парка. В 1832 году он открыл деревообрабатывающую мануфактуру. Место было лучше не придумать: по берегам Саркандаугавы росли стройные мачтовые сосны, а сам рукав Даугавы был тогда судоходным.
В середине XIX века рижане тоже любили изысканные сигары, табачок, а привозили им это из Саркандаугавы - тут работала табачная фабрика Рутенберга. С 1865-го район обзавелся и собственным пивным производством. Его основатель, баварец Иоганн ДАУДЕР, назвал пивоварню красиво: «Лесной замок» - Waldshloshen.
В далекие времена на заводе варили пять сортов пива, разливали в стеклянную тару и фарфоровую. Фарфор поставляли соседи - в нынешнем Милгрависе работала фарфоровая фабрика Ессена.
Одним из самых известных предприятий России считался российско–французский завод «Проводник», открытый в районе в 1888-м. Там выпускали лучшие в Европе автомобильные шины.
На рубеже веков появляется и красивейший жилой дом, которым приезжают полюбоваться и сегодня. Его заказал для себя хозяин пивоварни Waldchlosschen. Кирпичи, шифер, интерьер везли из Германии. В 1930-е дом перешел Латвийскому кредитному банку, который в 1937-м подарил его президенту Карлису УЛМАНИСУ – на 60-летие. Тот превратил его в свою летнюю резиденцию. В советское время апартаменты отдали детям – здесь был детсад. А сегодня - музей культуры «Даудери».
Советское время отмечено не только детсадами, школами, многоэтажками и новыми предприятиями – в 1948-м в Риге открылась троллейбусная линия, впервые связавшая центр с одним из микрорайонов города - Саркандаугавой...
А как же все-таки с историческим названием?
Легенда имеет некоторое отношение к реальности. В XVI столетии в Саркадаугаву начали привозить тех, кого обвиняли в колдовстве. Несчастных топили в соседнем рукаве – «канаве наказаний». Однако происхождение названия Красная Двина связано с другим. Когда-то реку называли по-немецки - Reede Duna (на рейде на Двине). Со временем название изменилось в Rote Duna, что переводится как «Красная Двина» или «Саркандаугава».
А нынешнее поколение русских рижан часто называет этот район сокращенно – «Краска»...
Илья ДИМЕНШТЕЙН
Все фото – из архива