"Наша позиция остается неизменной: мы открыты для сотрудничества со всеми, кто готов вместе с нами работать на благо рижан", — заявил мэр Риги Нил Ушаков.
На вопросы "Вестей" отвечают мэр Риги Нил Ушаков и депутаты Рижской думы Михаил Каменецкий и Андрей Козлов.
Когда дружат против
— Партии правящей коалиции собираются подписать меморандум о том, что в Рижской думе следующего созыва эти партии ни в коем случае не войдут в коалицию с "Согласием". Как вы это прокомментируете
Нил УШАКОВ: — Мы все с очень большим интересом прочитали о том, что партии правительственно
Это происходит и сегодня. До июня прошлого года управление окружающей среды департамента жилья и окружающей среды Рижской думы возглавлял представитель партии "зеленых" Асколдс Клявиньш, и именно в его ведении находились все вопросы, связанные с охраной среды в Риге.
И он бы не ушел с этого поста, если бы не произошли изменения в составе Сейма: бывший министр здравоохранения Гунтис Белевичс сложил депутатский мандат, а Асколдс Клявиньш, который был следующим в кандидатском списке, занял место Белевичса в парламенте. В свою очередь, один из самых активных депутатов от "Единства" — Валдис Гаварс — работает в управлении Торнякалнского кладбища.
Напомню еще об одном заявлении: бывший начальник отдела оперативных разработок Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией Юрис Юраш недавно сказал, что считает Рижскую думу рассадником коррупции и что он будет участвовать в выборах, чтобы с этой коррупцией бороться. Но при этом супруга г–на Юраша работает в порту. Какая–то странная ситуация получается…
Андрей КОЗЛОВ: — А я бы хотел отметить другой аспект: Юрис Юраш еще недавно был сотрудником Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией и, очевидно, уже тогда имел определенное отношение к определенным партиям. А ведь человек, работающий в Бюро по борьбе с коррупцией, должен быть политически нейтрален и следить за соблюдением законов.
И еще: если сотрудник — пусть даже бывший! — такого серьезного учреждения делает заявление, то это заявление должно опираться на доказательства и факты, на этом построена вся юридическая система. Но данное заявление Юраша является политическим, голословным обвинением, направленным против конкретной партии.
Михаил КАМЕНЕЦКИЙ: — Если бы г–н Юраш баллотировался в Валмиерскую думу, то "рассадником коррупции" у него была бы Валмиерская дума. Если бы Юраш решил участвовать в выборах в Стопиньскую думу, то "гнездом коррупции" стали бы Стопини… С этим все понятно.
Что же касается заявления трех партий о том, что в Рижской думе следующего созыва они не будут сотрудничать с "Согласием", то эту карту разыграло "Единство". И если Нацобъединение особо уговаривать не пришлось, то "зеленых крестьян" заставили поддержать это соглашение из тактических соображений: мол, если вы не будете с нами — вместе с "Единством" и Национальным объединением, то латышские избиратели за вас не проголосуют.
А вообще в связи с этим заявлением я хотел бы процитировать эпиграмму Роберта Бернса в переводе Самуила Маршака: "Три мудреца в одном тазу пустились по морю в грозу. Не будь дырявым этот таз, длиннее был бы мой рассказ". Это то, что относится к шансам трех этих партий на муниципальных выборах.
Я не мог не обратить внимание и на заявление Солвиты Аболтини, которая сообщила: она точно знает, что на выборы самоуправлений в Латвии будет оказываться влияние с востока, и поэтому надо строго следить за ходом выборов.
Эти слова Аболтини, которая катком прошлась по всем демократическим принципам, чтобы получить депутатское кресло в Сейме, в котором она сейчас сидит и умничает, я не могу назвать иначе, кроме как издевательством… Не думаю, что Аболтиня — это тот человек, которому можно было бы поручить наблюдение за честностью выборов…
Кто кому должен завидовать?
— Вас не удивило высказывание министра экономики Даны Рейзниеце–Озолы о том, что эстонцы завидуют латвийской налоговой системе?
КОЗЛОВ: — Очень удивило! Слова министра экономики о том, что латвийские предприниматели должны быть довольны ситуацией и что система налогообложения в Латвии является такой, что даже эстонские предприниматели нам завидуют, мне кажутся излишне оптимистичными.
Сегодня многие латвийские предприниматели получают письма с приглашением зарегистрировать свои предприятия в Эстонии, и в этих письмах подробно объясняется, чем эстонская налоговая система лучше латвийской. Один из самых главных привлекательных факторов — это нулевая ставка налога на реинвестируемую прибыль, причем возможна и нулевая ставка с дивидендов.
К тому же в Эстонии не облагаемый налогами минимум составляет 500 евро, а в Латвии — 60 евро. Как говорится, почувствуйте разницу…
Надо быть идиотом (а среди бизнесменов идиотов мало, поскольку происходит естественный отбор!), чтобы не выбрать лучшие условия для ведения бизнеса. Очевидно, что количество предприятий, которые будут регистрироваться в Эстонии, будет увеличиваться, а это значит, что и налоги эти предприятия будут платить не в Латвии, а в Эстонии.
Так что на месте нашего министра Даны Рейзниеце–Озолы я бы не испытывал такого оптимизма и не был бы так уверен, что у нас все хорошо.
В настоящее время на уровне правительства подписаны договоры и соглашения об экономическом сотрудничестве Латвии с Эстонией и Литвой. Но я на месте премьер–министра Латвии Мариса Кучинскиса, подписывая подобные документы, думал бы о том, какими являются налоговые ставки в Латвии, Литве и Эстонии.
Обратил на себя внимание и такой факт: Служба госдоходов начала внимательно изучать, кто продает детские вещи на портале объявлений ss.lv, проверять доходы и налоговые декларации этих людей. Ну что тут скажешь?! С таким "масштабным" подходом мы точно не увеличим налоговые поступления в бюджет…
Ина ОШКАЯ.