Суббота Вести еженедельник 7 Супер Секретов Mājas virtuve
LAT Пн, 16. Февраля Завтра: Dzuljeta, Julija
Доступность

Как это снимали в Латвии: сегодня в Каннах премьера «нашего» фильма

Мы привыкли к тому, что живем в кинематографическом городе. И не удивляемся, когда по рижским улицам разъезжают конные экипажи или старинные машины. Или вдруг средь бела дня по Домской площади в окружении камер идет… Путин, точнее —  актер Джуд Лоу, загримированный под Путина... Как создается этот чудесный киномир? Что остается за кадром? И кто они — волшебники, которые снимают кино? Об этом рассказывает Игорь Пронин, продюсер компании Forma Pro Films — одной из ведущих компании в области кинопроизводства Балтии.

Компании Forma Pro Films в этом году исполняется 26 лет. За эти годы в сотрудничестве с европейскими, российскими и американскими кинопроизводителями ею отсняты десятки топовых фильмов: «Храброе сердце Ирены Сандлер», «Космонавт», «Мотылек», Fisherman, «Охота на ведьм», «Лимонов. Баллада об Эдичке», «Беглецы», «Анна», «Кремлевский волшебник» и другие.

Мы встретились с Игорем Прониным накануне его отъезда на Каннский фестиваль, где в этом году представлены сразу две картины, сделанных в Латвии — фильм Кристен Стюарт «Хронология воды» (The Chronology of Water) и «Исчезновение Йозефа Менгеле» (The Disappearance of Josef Mengele ) Кирилла Серебренникова...

Команда профессионалов

— Игорь, в советское время в Риге часто снимали «заграницу», превращая латвийские улицы в немецкие, французские, английские, польские… Многих из тех киностудий давно уже нет. Но, к счастью, в Латвии по-прежнему снимается кино. Насколько сегодня важны для него архитектура города, рижские локации?

— Я могу назвать вам множество красивых городов в Европе, архитектура которых не менее прекрасна, чем в Риге, и локации вокруг замечательные, но кино там не снимают. Потому что место само себя не снимет. Все зависит от людей, то есть от того, есть ли в городе команда, которая любит кино и может организовать съемочный процесс.

Один из наших партнеров, известный голливудский продюсер снимал «Властелина Колец» в Новой Зеландии. Это совершенно некиношная страна — только лужайки и овечки. А сейчас туда приезжают миллионы туристов, чтобы посмотреть на домики хоббитов. Кино — это такая организация, которая способна менять отношение к месту.

Привлекают не локации, не архитектура — они не более чем приятный бонус, — привлекает команда, которая способна грамотно и профессионально снять фильм высокого класса. Сделать фильм среднего класса несложно, а вот для того, чтобы снять кино с многомиллионным бюджетом и в срок, нужны крепкие профессионалы.  

— Расскажите о команде Forma Pro Films. Кто в нее входит? Чем она занимается?

— Мы продюсерская компания. На каждый проект нанимается своя команда в соответствиями с требованиями сценария. Обычно это 100-150 человек, но бывает и больше. В съемках фильма Fishermen участвовало около 500 человек. Кто-то работал на локации, кто-то кормил группу, кто-то таскал фонари, кто-то привозил снег… Фильм снимался по книге «Кровь на снегу», и для съемок мы специально выбрали время, когда в Латвии лежит снежный покров. Но в том году земля была голой. Снег свозили со всех ледовых арен, грузили в грузовики, привозили на площадку, раскладывали по улицам. И Рига была полна снегом.

В кино не бывает мелочей: если ты снимаешь Норвегию в 1974 году, то в кадре должны быть именно те автомобили, которые ездили по этой стране именно в то время. А еще эти машины должны быть красивыми, нужного цвета, на ходу…

— Я вспоминаю восторги Алены Бабенко, которая в свое время снимала вместе с вами фильм «Мотылек». «Это невероятные ребята! — говорила она мне. — Только о чем-то подумаешь, а это уже есть на площадке!» 

— Приятно слышать о себе добрый отзыв. К счастью, он не единственный. Иногда нам приходится делать то, что, казалось бы, лежит за гранью человеческих  возможностей. Так было, например, на съемках фильма «Лимонов. Баллада об Эдичке». Его начинали снимать в Москве. Но в 2022 году, с началом войны на Украине, все люди, причастные к фильму, выехали из России. Часть денег уже потрачена. Что делать? Где доснимать картину? Обратились на болгарскую киностудию — там были готовые декорации Нью-Йорка. Но болгары запросили за съемку невероятные деньги — около 8 миллионов долларов. Проще было закрыть проект.

Выручила наша компания, которая досняла фильм за сумму в два раза меньше. За полтора месяца и всего за 150 000 евро мы построили Нью-Йорк на территории Румбулы — 200 метров улицы и километр дороги вокруг. Нам просто не верили, что такое вообще возможно!

По обе стороны океана

— Театр, как известно, начинается с вешалки. А с чего начинается кино? Что предшествует съемкам?

— Работа по привлечению фильма. Предложения, подсчеты, переговоры, согласования... С начала года у нас было в работе около 60 фильмов. Это не значит, что мы все их снимем. Но мы делаем бюджет, высылаем локации, принимаем людей… Бывает, что-то не срастается. К примеру, приехали, посмотрели, все понравилось, а потом раздается звонок: «Извините,  мы не нашли финансирования».

Если договориться удается, то начинается подготовительный этап: подбор локаций, актеров, массовки и т.д. Все это требует огромной отдачи и профессионализма от нашей команды.

«Историю со съемками кино» мы когда-то начинали со Светланой Иванниковой и Юлией Зайцевой. Сегодня на Юлии лежит львиная доля переговоров и согласований. Если у меня есть время поговорить с вами, то у Юли Зайцевой этого времени нет — ни днем, ни ночью. Иногда ей приходится слетать на три часа на встречу в Лондон и вернуться обратно на съемку. На плечах Макса Павлова и Светланы Пунте — бесконечное количество документов, встреч, контактов, забот по организации съемочного процесса. Я бы назвал еще пару десятков человек, которые душой, сердцем, огромным количеством усилий и времени работают над каждым фильмом. Без них бы мы не справились.  

— Современное кино — это не только творчество, но и финансовые вложения. Считать деньги вам тоже приходится?   

— Конечно! Кино — это строгая отчетность. У нас есть команда аккаунтеров, которые просчитывают фильмы. Бюджеты внушительные, потратить их надо, не выходя за рамки отведенных средств и в четко определенный срок. Бывает, что во время съемок у нас проходит по 25 тысяч транзакций в месяц, и все суммы должны быть учтены, проанализированы, поддержаны cost-репортами, отчетами для получения рибейта (компенсации части затрат съемочной группы), документами для деливери…

Впрочем, хорошо считать — этого мало. Нужно еще знать, в какой стране какая система работает, и уметь вовремя перестраиваться. К примеру, фильм-катастрофу «Выжить» с Софи Тернер мы снимали в Италии, потому что нужны были горы. Мы привезли туда группу из Латвии — 100 человек, — и в результате вместо итальянцев все зарплаты получили наши люди, государство получило налоги, а мы — экономию бюджета.

— Сегодня компанию Forma Pro Films знают по обе стороны океана. Вы сотрудничаете с самыми известными кинопроизводителями, в том числе Голливудом. Как сложилось это сотрудничество?

— В 2008 году мы участвовали в создании голливудского фильма «Храброе сердце Ирены Сандлер», который завоевал премию «Эмми». С тех пор в Латвию потянулось кино из Америки, британское кино.

Сейчас мы везем на Каннский фестиваль картину «Хронология воды», которая стала первой режиссерской работой актрисы Кристен Стюарт (звезды «Сумерек». — Авт.). Она давно хотела снять фильм как режиссер и даже нашла  партнера — Ридли Скотта. Но когда они посчитали, сколько стоит снять этот фильм в Америке, то получилось около 16 миллионов долларов. Это большие деньги для того, чтобы рисковать ими, вложив в фильм дебютантки. А мы подсчитали и выяснили, что средств нужно в три раза меньше...

Made in Lavia

— Ваша компания приводит в Латвию инвестиции. Насколько они велики и чувствуете ли вы ответную поддержку? 

— За первые три месяца нынешнего года мы сняли несколько фильмов, общий бюджет которых составил около 60 миллионов евро. Из них в Латвии потрачено около 12 миллионов.

Если говорить об ответной поддержке, то она есть: в Латвии принято решение о 30-процентном рибейтовом возврате. Правда, в прошлом году рибейт был задержан, что обернулось для нас сложностью. Но сейчас все в порядке. Изменилось и отношение к съемкам. Если раньше мы приходили в какую-то локацию и говорили, что хотим здесь снимать кино, нас встречали с радостью. А теперь слышим: «Ладно, приходите, снимайте. Но это будет вам стоить в пять раз дороже».

— А с партнерами у вас всегда все складывается гладко?    

— С режиссером фильма «Мотылек» Константином Худяковым мы созваниваемся до сих пор. Во время съемок фильма Fishermаn у нас сложились теплые отношения с номинантом на «Оскар», режиссером Кэри Фукунага, снявшим такие картины, как «Джейн Эйр», «Не время умирать» из серии про Джеймса Бонда. Ему очень понравилась Рига и сейчас мы говорим о дальнейшем сотрудничестве. У нас прекрасные отношения с Кириллом Серебренниковым. Мы отлично поработали вместе на картине «Лимонов. Баллада об Эдичке». В прошлом году мы привозили этот фильм в Канн, а сейчас везем на Каннский фестиваль другую картину Серебренникова — «Исчезновение Йозефа Менгеле».

А вот с английским продюсером фильма «Анна» об Анне Политковской отношения не сложились, хотя мы помогли ей начать это кино — привлекли деньги нашего партнера. После съемок она осталась нам должна 900 тысяч евро, и мы два месяца не могли выплатить деньги людям, работавшим на картине.

— Один из эпизодов фильма «Анна» снимался в рижском Доме конгрессов, который на время съемок превратился в театральный центр на Дубровке, в котором в 2002 году произошли страшные события во время мюзикла «Норд-Ост». Это правда, что вы тогда чуть не оказались в зале, среди заложников?  

— Да, мы должны были быть там в тот день, так как договорились с продюсером Александром Цекало об интервью после спектакля. Но утром Александр позвонил и сказал, что заболел, температура 40… и мы не поехали на Дубровку. Это отвело от беды…

Джуд Лоу на «шапке»

— Недавно рижане стали свидетелями съемок фильма «Кремлевский волшебник». Но почему-то никакой информации о картине не было — ни о сюжете, ни о том, что и как снимают. Почему вокруг этого фильма сложилась обстановка секретности?

— Секретность на съемках касается не только «Кремлевского волшебника». Ни об одном фильме нельзя рассказывать, пока он не вышел на экраны. Мы все подписываем договор о неразглашении. Никто не имеет право выставлять фото со съемок или расписывать сюжет картины. Это подсудное дело. Каждый фильм сопровождают огромные финансовые затраты, и инвесторам хочется не только отбить деньги, но и получить прибыль. А если до рекламной компании всплывет какая-то информация, то это может сработать в минус картине.

Фильм «Кремлевский волшебник» снимал французский режиссер Оливье Ассайс по одноименной книге  Джулиано да Эмполи. Хотите знать, о чем он? Прочтите — узнаете.

— Вам доводилось работать с актерами класса «А», в числе которых  Джуд Лоу, Бен Уилшоу, Кристен Стюарт, Джеймс Белуши, Бенедикт Камбербэтч, Микки Рурк. Правда ли, что чем больше звезда — тем скромнее ее райдер?

— В принципе, да. Гонорар Кристен Стюарт, которая за актерские съемки получает 82 миллиона долларов, при работе над фильмом «Хронология воды», в котором она выступила в качестве режиссера, составил всего 1 доллар. А единственным условием Кристен было — жить подальше от города, потому что она прилетела в Ригу со своими собаками. И мы поселили ее в Юрмале.

Джуд Лоу тоже оказался очень скромным. Без охраны разгуливал по Риге, фотографировался со всеми желающими. С удовольствием пришел к нам на «шапку» —так называется дружеский вечер по окончании съемок — и до утра просидел со съемочной группой.

— В Интернете появилось объявление о том, что вы ищете мальчика 9-13 лет для съемок в новом фильме Андрея Звягинцева. Когда планируете приступить к съемкам?

— Над проектом Андрея Звягинцева мы работаем не первый год. Андрей — очень подробный режиссер. Он очень долго выбирает локации и актеров — до тех пор, пока не будет попадания в «десятку».  В свое время для съемок «Левиафана» Звягинцев объездил 400 городков в Подмосковье. Так что точной даты начала съемок нового фильма пока не назову...

Две «красных дорожки»  

— Судя по количеству фильмов, ваша компания неплохо зарабатывает. Во что вы вкладываете деньги?

— Мы построили в Риге на улице Рамулю виртуальную студию — одну из крупнейших в Европе. Экран — 32 метра в полуокружности, LED-панели… Здесь можно снимать большое кино, создавая по системе гейминга любую картинку — деревья, горы, моря, здания… Все выглядит как настоящее. Фон можно сделать любой: хотите — утро, хотите — вечер. Современные технологии позволяют снимать Марс не на Марсе и Эверест не на Эвересте.  

— Что в самых ближайших планах?

— Каннский фестиваль. В прошлом году мы привозили туда «Лимонова», и у нас была одна «красная дорожка». В этом году везем два фильма — а значит, «красных дорожки» у нас тоже две.

— Удачи вам в Каннах и «Золотой пальмовой ветви»!

Елена СМЕХОВА

Комментарии (0) 140 реакций
Комментарии (0) 140 реакций
Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка
Загрузка

Рижанка спросила, где бесплатный билет в метель; что ответили в Rīgas satiksme?

В пятницу, 13 февраля, несмотря на предупреждение о сильном снегопаде, в столичном общественном транспорте "снежных билетов" не было, поскольку, по словам исполнительного директора города Риги Яниса Ланге, не прогнозировался столь большой объём снега, чтобы городские службы с ним не справились. 

В пятницу, 13 февраля, несмотря на предупреждение о сильном снегопаде, в столичном общественном транспорте "снежных билетов" не было, поскольку, по словам исполнительного директора города Риги Яниса Ланге, не прогнозировался столь большой объём снега, чтобы городские службы с ним не справились. 

Читать
Загрузка

На западе Латвии к концу недели возможна небольшая оттепель; но нас ещё поморозит

На следующей неделе в Латвии сохранится морозная погода, местами по ночам ожидаются очень сильные холода, но в конце недели температура воздуха повысится и в западных районах приблизится к нулевой отметке, прогнозируют синоптики.

На следующей неделе в Латвии сохранится морозная погода, местами по ночам ожидаются очень сильные холода, но в конце недели температура воздуха повысится и в западных районах приблизится к нулевой отметке, прогнозируют синоптики.

Читать

«Добрый день, Ecolines, где меня заблокировали!» Ланга просит «прекратить русификацию» (ФОТО)

Можем лишь догадываться, что такого написала автоперевозчику Ecolines депутат Рижской думы Лиана Ланга, но об итоге сообщила она сама в соцсети - компания заблокировала её на своей странице. Это видно на скрине, сделанном в пятницу, 13 февраля.

Можем лишь догадываться, что такого написала автоперевозчику Ecolines депутат Рижской думы Лиана Ланга, но об итоге сообщила она сама в соцсети - компания заблокировала её на своей странице. Это видно на скрине, сделанном в пятницу, 13 февраля.

Читать

«Кто-то положил глаз на ботанический сад?» Народ в соцсети уже волнуется

Не особо популярной стала новость о том, что Национальный ботанический сад в Саласпилсе ликвидируется как самостоятельное учреждение - он станет подразделением Управления охраны природы. При этом сообщалось, что сад будет работать, как и раньше, а объединение связано с экономией и борьбой с бюрократией.

Не особо популярной стала новость о том, что Национальный ботанический сад в Саласпилсе ликвидируется как самостоятельное учреждение - он станет подразделением Управления охраны природы. При этом сообщалось, что сад будет работать, как и раньше, а объединение связано с экономией и борьбой с бюрократией.

Читать

«Латвийская тантра»: Херманис выдал прогноз, какой будет Латвия десять лет спустя

То ли это вчерашний Валентинов день так действует, то ли весенние флюиды уже в воздухе витают, но режиссёр Алвис Херманис ни с того, ни с сего решил попробовать себя в литературе. Причём в очень особом жанре, а именно утопии. Сам он призывает относиться к ней с "известной долей юмора", но, как известно, в каждой шутке лишь доля шутки...

То ли это вчерашний Валентинов день так действует, то ли весенние флюиды уже в воздухе витают, но режиссёр Алвис Херманис ни с того, ни с сего решил попробовать себя в литературе. Причём в очень особом жанре, а именно утопии. Сам он призывает относиться к ней с "известной долей юмора", но, как известно, в каждой шутке лишь доля шутки...

Читать

Навального отравили ядом эквадорской лягушки: эксперты пяти европейских стран

Алексей Навальный умер от отравления эпибатидином — ядом, который извлекается из кожи южноамериканской лягушки-древолаза, заявили Великобритания, Швеция, Франция, Германия и Нидерланды. Это вещество несколько независимых лабораторий обнаружили в сэмплах биоматериалов покойного политика, которые его семья смогла вывезти за границу.

Алексей Навальный умер от отравления эпибатидином — ядом, который извлекается из кожи южноамериканской лягушки-древолаза, заявили Великобритания, Швеция, Франция, Германия и Нидерланды. Это вещество несколько независимых лабораторий обнаружили в сэмплах биоматериалов покойного политика, которые его семья смогла вывезти за границу.

Читать

«Легальный рэкет»: в соцсети обсуждают обязательные медосмотры

 Как обычно, сколько людей, столько и мнений: опыт общения с врачами при прохождении медосмотра у всех разный, поэтому кто-то считает эти проверки здоровья полезными, а кто-то видит в них очередной законный способ обобрать население.

 Как обычно, сколько людей, столько и мнений: опыт общения с врачами при прохождении медосмотра у всех разный, поэтому кто-то считает эти проверки здоровья полезными, а кто-то видит в них очередной законный способ обобрать население.

Читать